Самые страшные фильмы про паранормальное

«Секретные материалы» популяризировали тему паранормальных явлений – не в последнюю очередь благодаря прямому упоминанию во вступительных титрах. Но так и до приключений Малдера и Скалли в кинематографе появлялись отделы по расследованию странного всякого. Например, в «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» был целый отдел «Голубая роза» под руководством самого Дэвида Линча. В отделе «волшебного» деда был не только Дэйл Купер в исполнении Кайла Маклахлена, но и сам Дэвид Боуи. Понимать это можно как угодно, главное, что менее страшно от разгадки происходящего не станет.

Но есть идеи и попроще, но не менее страшные. Например, франшиза «Заклятие» – это скример-вселенная про разнообразных демонов. А фильмы ужасов про пришельцев, не менее таинственных и странных, чем древние существа из сказок, и вовсе очевидный повод для пугалок. Поэтому десять самых страшных фильмов по версии «Парамаунт Камеди» про паранормальные явления были собраны в одном месте, чтобы было чем напугать близких, с которыми вечерком смотрите кино.

Паранормальное явление

Паранормальное явление
  • Оценка 6,5 / 6,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, детектив
  • Страна США
  • В главных ролях Кэти Физерстон, Мика Слот, Марк Фредерикс, Эмбер Армстронг
  • Режиссёр Орен Пели
  • Длительность 86 мин. / 01:26
  • Студия Blumhouse Productions
  • Дата премьеры 14 октября 2007
  • Сценарий Орен Пели

Выйдя из-под крыла Джеймса Вана, Джейсон Блум пошел с козырей. К середине нулевых фильмы ужасов в жанре найденной пленки успели надоесть зрителю, но Блум и компания смогли сделать фаунд футадж грейт эген. Вот только пришлось для этого перейти на новый уровень повествования, отобрав камеру у человека. Теперь зритель будет наблюдать за происходящим с точки зрения камеры наблюдения.

Мика (Мика Слот) и Кэти (Кэти Физерстон) переехали в новый дом, но проклятые классические страшные звуки вынуждают пару установить камеру у себя в спальне. В первую же ночь камера фиксирует звуки шагов. Дальше больше, попавшее на запись чуть позже движение двери на камере не вызывает сомнений, что в доме есть какая-то паранормальная сущность. Ну, и приглашенный экстрасенс подтверждает это. Экстрасенсы ведь никогда не врут.

Безусловно, «Паранормальное явление» играет прежде всего на нервах зрителя, снайперски точно распределяя демонстрацию страшилок по хронометражу. Выбранное авторами ограничение в виде камеры, закрепленной где-то, лишает происходящее субъективности. Даже то, что снимает камера в «Ведьме из Блэр» можно подвергнуть сомнению, мол, напуганный человек случайно выбрал такие ракурсы, в которых свет преломляется причудливым образом и бла бла бла... По «Явлению» получается, что паранормальное существует и вот оно доказательство. Один раз это вызывает эффект, но дальше становится скучным, что и подтверждают продолжения франшизы Блума. Зритель просто не испытывает эмпатии к героям, а без эмпатии фильмы серии «Паранормальное явление» превращаются в крипи видосики с ютюба.

Трейлер:


Астрал

Астрал
  • Оценка 6,8 / 6,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер
  • Страна США
  • В главных ролях Роуз Бирн, Патрик Уилсон, Ли Уоннелл
  • Режиссёр Джеймс Ван
  • Длительность 103 мин. / 01:43
  • Студия Alliance Films
  • Дата премьеры 31 марта 2011
  • Сценарий Ли Уоннелл

А вот и сам Джеймс Ван с одной из своих долгоиграющих франшиз о паранормальном. По популярности «Астрал» может сравниться с вановской же франшизой «Заклятие», обзаведшейся собственной серией спин-оффов.

Ван сразу берет быка за рога и начинает нагонять жути: детская спальня, где прячется нечто, в доме скрипят половицы и внезапно закрываются сами собой двери. Режиссер как бы намекает, что не надо было молодой семье Джоша (Патрик Уилсон) и Рене (Роуз Бирн) переезжать в новый дом, скромнее надо быть. Но Ван, как ни странно, не привязал паранормальные сущности к конкретному дому, потому что Рене уговаривает Джоша снова переехать, но загадочные страшные дела продолжают их преследовать. Да и сын Далтон уже встретился с потусторонним и впал в кому. Отчаявшаяся домохозяйка обращается к специалистам по паранормальным явлениям.

«Астрал» использует все известные хоррорные инструменты воздействия на зрителя, но как бы делает это ультимативно. Там, где режиссеры прошлого действовали интуитивно, у Вана скримеры и саспенс-сцены будто просчитаны на калькуляторе. Может быть, это и не высокохудожественно, зато пугает неизменно. Гнетущая неспешная атмосфера взрывается демонстрацией чего-то страшного, будь то демон или трип по снам ребенка.

Трейлер:


Четвертый вид

Четвертый вид
  • Оценка 6,3 / 5,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, фантастика
  • Страна США, Великобритания
  • В главных ролях Мила Йовович, Уилл Пэттон, Элиас Котеас
  • Режиссёр Олатунде Осунсанми
  • Длительность 98 мин. / 01:38
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 24 октября 2009
  • Сценарий Олатунде Осунсанми, Терри Роббинс

Фильм-мистификация от сериального режиссера с колоритным именем Олатунду Осунсанми по уровню жути может поспорить с «Ведьмой из Блэр», правда, работает фильм больше на психологическом уровне.

В городе Ном на Аляске пропадают люди и подозрительно высокий уровень самоубийств. Полиция, правда, будто бы не видит в этом ничего странного. А вот то, что съехавшие с катушек граждане обычно сначала посещают местного психиатра Эбигейл Тайлер (Мила Йовович) наводит на разработчицу революционного метода введения пациентов в транс подозрения. А пациенты на сеансах сообщают о некой сове, которая прилетает к ним во снах и пялится через окно. После введения в транс несчастные начинают страшно орать не своим голосом, корчиться в чудовищных конвульсиях и левитировать. Эбигейл уверена, что такая паранормальщина происходит с пережившими похищение инопланетянами. Во-первых, в такое не хочет верить никто, просто потому что это бред, а видеозаписи, которые делает доктор, начинают сбоить как раз в моменты проявления у пациентов паранормальных способностей. Во-вторых, героиня потеряла мужа и до сих пор уверена, что его убийца не найден, хотя следствие давно доказало самоубийство.

Режиссер Осунсанми выдумал интересную штуку. Параллельно с тем, что происходит в реальности фильма, зрителю демонстрируются псевдодокументальные записи с сеансов якобы настоящей доктора Тайлер. Это усиливает ужасающий эффект от этих сцен. Но, как у каждого большого автора, у Осунсанми самое страшное происходит в голове главного героя. То, как Эбигейл отрицает реальность, пугает едва ли не сильнее возможного инопланетного вторжения. Ее состояние и поведение сродни одержимости, необъяснимой, подобно той, что можно увидеть в картине Анджея Жулавского «Одержимая».

Трейлер:



Заклятие

Заклятие
  • Оценка 7,4 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, детектив
  • Страна США
  • В главных ролях Вера Фармига, Патрик Уилсон, Рон Ливингстон
  • Режиссёр Джеймс Ван
  • Длительность 112 мин. / 01:52
  • Студия Warner Bros.
  • Дата премьеры 8 июня 2013
  • Сценарий Чад Хэйес, Кэри Хэйес

На ипотечных фильмах ужасов Джеймс Ван собаку съел. Никто не мог предположить, что фильм, основанный на двух случаях из практики исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейн Уорренов, запустит длиннющую франшизу с кучей спин-оффов про сущностей из основной серии.

Семья Перрон переезжает в новый дом, а там начинается чертовщина: сами собой открываются и закрываются двери, в комнатах внезапно становится адски холодно, а по дому разносится гнилостный запах. Это бы вроде ничего, но дети утверждают, что по дому кто-то ходит, а мать обнаруживет на своем теле таинственные кровоподтеки. Тогда-то Перроны обращаются к Уорренам, Лоррейн (Вера Фармига) – медиуму и Эду (Патрик Уилсон) – священнику. Специалисты они, конечно, знатные, но угроза в доме Перронов может оказаться им не по зубам.

Уникальность «Заклятия» в сравнении даже с другими проектами Вана в мультижанровости. Режиссеру удалось совместить детектив, фильм о паранормальных явлениях и ужастик о плохом доме. Мало того, что это сразу расширяет аудиторию, так еще и позволяет авторам, которые продолжают «Заклятие», двигать историю в любом направлении. Например, к последним фильмам страшнючая франшиза о бабайках превратилась в серию о важности семьи.

Трейлер:


Кэрри

Кэрри
  • Оценка 7,2 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, детектив
  • Страна США
  • В главных ролях Сисси Спейсек, Уильям Кэтт, Пайпер Лори, Джон Траволта
  • Режиссёр Брайан Де Пальма
  • Длительность 98 мин. / 01:38
  • Студия United Artists
  • Дата премьеры 3 ноября 1976
  • Сценарий Лоуренс Д. Коэн, Стивен Кинг

Стивен Кинг – большой мастер создавать истории о паранормальных сущностях. Но самое любимое клише короля ужасов – это разного рода телекинетики и телепаты. Во многих произведениях есть ребенок, который видит души людей и их прошлое или будущее. Но самый известный телекинетик среди бестиария Кинга – это Кэрри Уайт. История затравленной школьницы получила несколько экранизаций и стала основной для многих других похожих историй. Лучшей считается версия тогда еще совсем молодого режиссера, адепта Нового Голливуда, Брайана Де Пальмы. Бывший друг Джорджа Лукаса создал фильм ужасов, настолько яркий, что отдельные сцены из него намертво врезаются в память.

Девочка Кэрри – изгой в школе. Одноклассники постоянно издеваются над ней из-за ее сдержанного поведения, какой-то невзрачной внешности и манеры одеваться. А виной всему религиозная мать-пуританка, которая требует от Кэрри соблюдения своеобразных правил моральной гигиены. Но вот незадача, у старшеклассницы на уроке физкультуры начинаются месячные, и выполнять требования матери становится невозможно. А о том, что делать в такой ситуации порядочной девушке мама девушке не рассказала. Одноклассницы жестоко издеваются над Кэрри, что доводит ее до истерики. А уже шок от пережитого пробуждают сверхъестественные способности. Популярным школьникам лучше взять себя в руки, потому что Брайтберн уже идет за ними.

То, как тучи сгущаются над героиней, даже сейчас выглядит жутко. Становится просто дискомфортно находиться в реальности Кэрри, хочется отойти подальше. Так что к моменту, когда силы девушки вырвутся на свободу, подобно силам Феникса из «Людей Икс», зритель сам оказывается затравлен и запуган этим фильмом. Бессилие и неизбежность трагедии давит на нервы, хочется забрать эту девочку с огромными глазами, которые потом еще долго будут приходить во снах, от ужасной матери и этих мерзких детей.

Трейлер:


Шесть демонов Эмили Роуз

Шесть демонов Эмили Роуз
  • Оценка 7,2 / 6,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, биография, драма
  • Страна Канада, США
  • В главных ролях Лора Линни, Том Уилкинсон, Кэмпбелл Скотт, Дженнифер Карпентер
  • Режиссёр Скотт Дерриксон
  • Длительность 119 мин. / 01:59
  • Студия Screen Gems Studios
  • Дата премьеры 1 сентября 2005
  • Сценарий Пол Харрис Бордман, Скотт Дерриксон

Если бы студия диснеевская «Марвел» была посмелее, они никогда бы не уволили с поста фильма под названием «Доктор Стрендж: В мультивселенной безумия» Скотта Дерриксона. Режиссер известен фанатам хорроров благодаря пока что лучшей интерпретации городской легенды о потустороннем существе Синистере. Но самым концептуальным и жутким в фильме карьере Дерриксона на данный момент является история, основанная на реальном обряде экзорцизма в 1976. В ходе этого обряда умерла Аннелиза Михель.

Производственная драма о любом специалисте, чью компетентность подвергают сомнению, пусть даже священнике-экзорцисте – всегда страшная история. Отец Мур (Том Уилкинсон) посмотрел на Эмили Роуз (Дженнифер Карпентер), увидел, что девушка принимает жуткие позы, царапает стены, рычит на неизвестных языках угрожающие вещи, ну и провел качественный обряд изгнания дьявола. В ходе него девушка умерла, а святой отец оказался на скамье подсудимых. Защищает отца Мура адвокат Эрин Брунер (Лора Линни) и на его удачу героиня верит в паранормальные явления, точнее допускает, что существует на свете нечто непознанное. Прокурор же – человек верующий, и ему приходится противостоять защите, доказывающей существование демонов, а самому отсылаться к материализму и медицине.

Как ни странно, фильм прежде всего пугает не сценами с одержимой девушкой, в которых Дженнифер Карпентер может дать фору самому демону Пазузу, а тем, что у человека, который просто делал свое дело, нет шансов в суде мира, в котором он живет. Материальный мир подомнет под себя даже древнее и непознанное, потому что просто не имеет рычагов для решения сверхъестественных спорных вопросов.

Трейлер:



Полтергейст

Полтергейст
  • Оценка 7 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер
  • Страна США
  • В главных ролях Крэйг Т. Нельсон, ДжоБет Уильямс, Беатрис Стрэйт
  • Режиссёр Тоуб Хупер
  • Длительность 114 мин. / 01:54
  • Студия Metro-Goldwyn-Mayer
  • Дата премьеры 4 июня 1982
  • Сценарий Стивен Спилберг, Майкл Грэйс, Марк Виктор

Продюсер фильма и автор оригинальной идеи Стивен Спилберг умудрился выбить для классики фильмов ужасов о паранормальных явлениях рейтинг PG вместо присвоенного R. При этом создатели не изменили ни одной сцены в фильме. И это вообще отличительная черта хорроров Спилберга – они, безусловно, страшные, но не кровожадные. Кажется, Джеймс Ван метит на название нового Спилберга от фильмов ужасов.

В доме семьи Фрилингов начинают происходят странные вещи: по ночам сам собой включается телевизор, мебель меняет свое расположение. Потом потусторонние силы перестают видеть берега, и дерево во дворе похищает сына Роби. Пока родители спасали ребенка, пропадает дочка Кэрол Энн. Родители в панике вызывают команду доктора по исследованию паранормальных явлений Леша. Всех начинают мучать кошмары, мать детей начинает их каким-то образом чувствовать. Доходит до того, что команда по спасению видит шествие светящихся фигур по дому. Опять же… Не надо было въезжать в дом, построенный на месте кладбища.

Культовый фильм до сих пор пугает жуткой атмосферой в доме. Паранормальное здесь действительно непознанное. Более того, поднадоевший к сегодняшнему дню прием с двойной концовкой в фильме Хупера работает как главный и самый пугающий аттракцион.

Трейлер:


Демон внутри

Демон внутри
  • Оценка 6,4 / 6,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, детектив
  • Страна Великобритания
  • В главных ролях Брайан Кокс, Эмиль Хирш, Офелия Ловибонд
  • Режиссёр Андре Овредал
  • Длительность 86 мин. / 01:26
  • Студия IFC Films
  • Дата премьеры 9 сентября 2016
  • Сценарий Йен Голдберг, Ричард Найнг

Норвежский хоррор-мейкер Андре Овредал дебютировал в Голливуде с обласканным критиками «Демоном внутри». Находчивый постановщик выбрал удивительно слабо освещенную тему работы патологоанатомов. А работа ведь страшная, особенно когда причину смерти установить невозможно.

Как раз такой труп попал на стол Тильденам, отцу и сыну, потомственным патологоанатомам. Труп девушки найден в подвале дома, где произошло массовое убийство. Вот только девушка ни с кем из убитых не связана, да и умерла явно иным способом. Надо выяснить, каким, пока местный шериф выясняет личность девушки. И вот почти весь фильм двое мужчин делают вскрытие, но в доме начинают твориться странные и жуткие вещи. Хотя то, насколько дотошно режиссер подходит к демонстрации процесса вскрытия, может напугать само по себе. Зритель узнает о каждом увечии в организме жертвы. Апофеозом становится текущая из сделанного специалистами надреза кровь, что бывает только если труп еще теплый. Попутно начинается гроза, в доме выключается электричество, а упавшее дерево баррикадирует дверь. Так что теперь патологоанатомы заперты в доме с паранормальным в теле умершей девушки, прямо как Хома у Гоголя.

Не совсем понятно, каким образом режиссер добивается того, что от вида лежащей на столе девушки сначала становится не по себе, а потом ужас и вовсе завладевает каждым органом чувств. Возможно, виной тому статичные молчаливые планы бледного лица покойницы. Как говорится, вместо тысячи слов.

Трейлер:


Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном

Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном
  • Оценка 7,8 / 8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фэнтези, драма
  • Страна Япония
  • В главных ролях Митие Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни
  • Режиссёр Масаки Кобаяси
  • Длительность 163 мин. / 02:43
  • Студия Toho
  • Дата премьеры 29 декабря 1964
  • Сценарий Ёко Мидзуки, Лафкадио Хирн

Японцы – мастера паранормального хоррора. Фильмы про девочек с черными волосами и бледными лицами взорвали мозги западному зрителю, и в нулевых Голливуд принялся клепать свои ремейки причудливых японских ужастиков. Что-то удалось («Звонок»), что-то туда-сюда («Пульс»). Но есть фильм – номинант на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке, который относится к шедеврам мирового кинематографа. И он абсолютно не похож на то, что зритель привык видеть в японских хоррорах о паранормальных явлениях. «Кайдан» – это альманах историй, основанных на народных японских сказках. Фильм состоит из четырех новелл.

«Черные волосы» рассказывает о самурае, который бросил свою жену-простолюдинку ради женитьбы на богатой наследнице, чтобы выбраться из ненавистной нищеты. Но удача не благоволит авантюристу, и после долгих лет, проведенных в боях, герой возвращается к своей жене, и она его прощает. Правда, утром выясняется, что женщина давно мертва, от нее остался скелет и черные волосы.

«Снежная женщина» – это история о лесорубах, замерзающих в лесу. Один из них встречает призрака зимы Юки-онну, которая его щадит из банальной симпатии к парню. За это девушка просит только никому не рассказывать о встрече. Выживший возвращается к людям, со временем находит себе жену. После многих лет счастливой жизни парень рассказывает жене о призраке зимы. Тогда герой понимает, что его жена и есть этот призрак.

«Рассказ о Безухом Хойти». Хойти – слепой музыкант, живет в монастыре и вообще парень беспечный. Потому однажды случайно связывается с духами самураев, за что ему грозит смерть. Настоятель узнает о беде глупого музыканта и приказывает расписать всего Хойти рунами, защищающими от призраков. Правда, забывает про уши.

«В чашке чая» снова повествует о самурае. Благородный воин однажды заглянул в чайную чашку и увидел в отражении человека, который тем же вечером пришел на ночное дежурство самурая. Герой в страхе пытается убить незваного мистического гостя. Но человек растворяется в воздухе. Правда, это история, которую читал писатель начала двадцатого века. Издатель, одним утром зашедший к своему сотруднику, находит только ту самую книжку. Но окончания в ней нет, только предложение закончить ее так, как он хочет.

Это очень утонченное и красивое кино, каждый кадр поражает проработанностью дизайна всего, что в него попадает. Пугающего эффекта при этом эта неспешная картина достигает тем, что люди добровольно идут в руки паранормального, они очарованы этими существами и явлениями. Стать частью непознанного – безусловное благо для каждого. Очень прогрессивный подход, надо признать.

Трейлер:


Февраль

Февраль
  • Оценка 5,8 / 5,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер
  • Страна Канада
  • В главных ролях Эмма Робертс, Кирнан Шипка, Люси Бойнтон
  • Режиссёр Оз Перкинс
  • Длительность 93 мин. / 01:33
  • Студия А24
  • Дата премьеры 12 сентября 2015
  • Сценарий Оз Перкинс

Дебютная режиссерская работа сына звезды хичкоковского «Психо» Энтони Перкинса удивила фанатов хорроров. Поклонники фильмов ужасов о паранормальных явлениях столкнулись с адептами святой церкви постхоррора. «Февраль» обладает всеми чертами классического фильма об одержимости. Но нолановская манера повествования через запутанные временные линии и исследование посттравматического синдрома, сделали из фильма уникальное произведение ужасного искусства.

В католическом колледже для девочек период зимних каникул, почти все студентки разъехались, кроме Кэтрин (Кирнан Шипка) и Роуз (Люси Бойнтон). Дело в том, что только эти две девочки не дождались родителей, которые должны были забрать студенток на время каникул. Директор школы просит Роуз присмотреть за Кэтрин. Но Роуз предпочитает проводить время со своим парнем. Вернувшись с прогулки, девушка находит Кэтрин в подвале, где та молится бойлеру. Параллельно с этими странными событиями девушка Джоан (Эмма Робертс) встречает на железнодорожном вокзале старого священника Билла, который с женой едет в тот самый город, где находится колледж Кэтрин и Роуз. Билл говорит, что Джоан напоминает ему его дочь Роуз, которая, как оказывается, уже некоторое время как мертва.

Это отрешенный триллер, жуткий фильм о паранормальном существе, которое пользуется слабостью разума носителя. При этом адская тварь требует идолопоклонничества и демонстрации преданности. У Перкинса стандартная идея для образа демона обращается чудовищной жестокостью, ведь трудно понять, кто виноват в делах одержимых. Может, демон только раскрывает таящиеся внутри каждого из нас проблемы и дает свободу действий.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?