Midnight Gospel

695

Пендлтон Уорд выкатил очередной шедевр. Кто это? Ну, из-под его руки вышли «Время приключений», «По ту сторону изгороди», «Вселенная Стивена» и «Флэпджек». Новый проект — снова недетский мульт.

Тридцать лет назад (как же страшно это писать) «Симпсоны» запустили жанр «анимации для взрослых». В таких мультсериалах за красочным и зачастую технически очень простым рисунком стояли сюжеты из жизни взрослых людей — по сути дела, даже дети в них были «уменьшенными взрослыми». Такие мультсериалы можно было бы назвать «анимированным ситкомом»... Но тут не все так просто.

Анимированный стиль мешает воспринимать вещи серьёзно, и «Симпсоны» первыми использовали этот эффект для маскировки социальной сатиры. Пользуясь простоватым рисунком и придурковатыми персонажами, авторым могли вволю высмеивать несправедливость, окружающую их в реальной жизни.

Но «Симпсоны» все-таки вполне успешно косили под мультик. Перед экраном можно было усадить даже второклассника, который пропустит мимо ушей весь подтекст и вдоволь посмеется над Бартом и его шортами.

По-настоящему жанр оформился после выхода «Южного Парка».

ЮП уже не старался показаться мультфильмом и вряд ли будет интересен ребёнку, если он не старшеклассник. «Южный Парк» начал говорить о вещах буквально и рассматривать вещи более конкретные — секты, тренды, повесточку. Рисованные герои стали способом сказать «да что за ерундой вы тут занимаетесь» — и сказать это прямым текстом.

Одновременно взрослая анимация, пользуясь свободой от необходимости беспокоиться о неокрепших умах, эксплуатировала темы 18+: вещества, секс и девиации, жестокость, ментальные расстройства… Этими приемами рассмотренные темы доводились до абсурда, гротескная натуралистичность помогала вырвать зрителя из зоны комфорта и заставить его бросить взгляд со стороны.

Но вообще-то круг «взрослых» вопросов не ограничивается кредитами и расчлененкой. Хороший пример — понятие «кризис среднего возраста». Взрослых преследует выгорание, агрессия, жалость к себе, депрессия и демотивация. «Как и зачем мне жить» — вот отличный взрослый вопрос. И ответ на него — территория, на которую претендует Midnight Gospel.

По сюжету этого коротенького восьмисерийного сериала главный герой — паренёк по имени Клэнси — ведет свой подкаст, ради которого путешествует между мирами и разговаривает со случайными людьми, ну… За жизнь?

Темы разговоров при этом совсем не простые. Принятие собственной и чужой смертности, умение жить нынешним моментом, а не в сожалениях о прошлом или мечтах о будущем, способность слушать других и рассказывать свою историю… Вся серия представляет собой диалог двух людей, обсуждающих, с чем они столкнулись и как смогли сделать свою жизнь лучше.

Философия в бытовом языке давно стала синонимом заумного (и бесплодного) трёпа. «Экзистенциальный» — вообще почти ругательство про мамку. И тут Midnight Gospel совершает почти невозможное: «философские», прости господи, разговоры тут построены чрезвычайно конкретно. Это не ворох высокомудрых вопросов (»что мы есть… куда мы движемся… почему бог не дал нам руки-пулемёты…), а вполне определенные рекомендации.

В этом главное отличие подачи Midnight Gospel от других сериалов анимации для взрослых. Все они тяготеют к просвещению, некоему смыслу: так жить нельзя, будь лучше. Но делают это в основном путем этакой притчи: короткой нравоучительной истории, по итогу которой мы много поймём… Или нет. Но Midnight Gospel говорит обо всем буквально, используя не образы, но обращение практически к самому зрителю. Многим известно слово «дзен», но что именно оно значит? Сериал действительно сможет объяснить это за 20 минут. В этом к нему приближается только «Рик и Морти». Отличается и список тем: обычная анимация для взрослых обсуждает отдельные случаи, то, что на слуху; Midnight Gospel говорит о вечном.

Так, это уже звучит как проповедь (да, название у сериала неслучайно). Но скучно не будет. Вы вряд ли стали бы читать диалоги из этого сериала, если бы они были изданы в формате книги: все-таки километры душеспасительных бесед… Утомляют. И тут сериал достает свой козырь: собственно, видеоряд.

Никаких уютных комнат, лекторских кафедр или похлопываний по плечу тут нет. Пока главный герой и его собеседник говорят о том, как важно научиться принимать себя, вокруг них коты шмаляют из лазоров в зомби, духи строятся в живую пирамиду, а годзиллы рвут на части материки. Если текст шоу очень конкретен, то видеоряд шоу совершенно безумен, далеко за всякой гранью.

И это создает удивительный эффект: не замечаешь, как теряешь нить разговора, глядя на доение вороны, а потом вдруг понимаешь, что давно расфокусировал взгляд, прислушиваясь к диалогу героев.

Авторы не только смогли сделать нескучный мультсериал об экзистенциальной философии, но и дали ему целых два пространства: его отлично будет включить на проекторе во время расслабленной вечеринки, но также приятно слушать фоном, подготавливаясь ко сну, или посоветовать близкому человеку.

Несмотря на то, что у отдельных серий, на первый взгляд, нет сюжета как такового, и диалоги героев не комментируют происходящее, нельзя сказать, что видеоряд и текст друг от друга оторваны. Просто эта связь неочевидна: она может содержаться в удивительных парадоксах (разговор о преодолении страха смерти происходит буквально на мясокомбинате) или в дополнениях (герои соглашаются, как важно помогать друг другу, а потом вытягивают ребенка из болота — и мы видим, как к нему цепляются еще несколько человек: так помощь одному может повлечь за собой спасение многих по цепочке).

Картинка шоу тоже выделяется среди прочих: традиционный простой рисунок выполнен в ярких, почти кислотных цветах, линии в нем толстые и четкие, объем минимальный. Больше всего бросается в глаза анимация: в ней нарочито мало кадров, движения персонажей дерганые и немного замедленные, выглядит это как оммаж старой кукольной анимации и одновременно веб-мультикам на флеше. При этом фантазия художников это конечно взлом мозга: каждая серия это еще один мир со своим собственным визуальным стилем и множеством деталей.

Сквозного сюжета до поры до времени нет (да и потом почти нет), и вообще привычная ситкомовская структура нарушена, даже заставка встроена в повествование. Персонажи, кроме главного героя, живут только в рамках своей личной серии, а о прошлом в кадре напоминают разве что милые сувениры, которые Клэнси тащит с собой из путешествий. Каждая серия заканчивается радикально: смертью мира, отмечающей конец этой истории, разрывающей ткань повествования, чтобы зритель мог отвлечься и подумать. Кажется, это единственный сериал «Нетфликс», который не рекомендуется смотреть запоем.

При всем при этом сериал умудряется быть смешным. Комедия здесь контекстуальная, в основном она строится на абсурде происходящего и вызывает не хохот, а недоверчивую улыбку и мысль «а-а-а, что-о-о?». Текстовых шуток во всем сериале почти нет: вы не сможете пересказать знакомому услышанный тут гэг, зато сможете кинуть гифку.

Минус у сериала по большому счету один: он конечно ужасно однобокий. Как и в любой проповеди, особого места для критического осмысления здесь нет: плотный поток слов хватает за шкирку и тащит в страну мира, покоя, принятия себя и розовых крылатых единорогов. За конкретность и способность предлагать решения приходится расплачиваться: картина счастья у героев не особо гибкая. Зрителям с аллергией на всяческие просветления и бесконфликтное сосуществование тут смотреть особо не на что. С другой стороны… После этих серий хотя бы станет понятно, что именно это самое просветление означает и о чем там все время бубнят хиппари. Какое-никакое а расширение кругозора.

Стоит обратить внимание на то, что своя метасатира в шоу определенно есть. Из серии в серию Клэнси путешествует между мирами, ведет сложнейшие разговоры с умнейшими людьми… Но его реальная жизнь между подкастами не меняется. Саркастично, что он выносит из полётов всякие безделушки, забивающие и без того небольшой трейлер, а не какие-то мысли и идеи. Во время интервью Клэнси ведет себя так, как будто знает и понимает большую часть того, о чем рассказывает собеседник; но у себя дома он обычный человек с обычными страстями. Такое вот двойное дно… Уж не ирония ли это над ленивым зрителем?

Кстати, все собеседники Клэнси — это реальные люди, записавшие реальный подкаст. Про них даже статьи на «Википедии» есть.

Midnight Gospel — самый яркий проект этой весны для любителей взрослой анимации и потенциально вечная классика. Можно спорить о том, насколько он хорош, но точно можно сказать, что мультсериалов с такими темами и в таком исполнении еще не было; а значит, как минимум ознакомления он стоит.


Шер и репост: