Лучшие скандинавские триллеры

Известно, что скандинавы могут в мистические жуткие истории. Не мудрено, когда вокруг тихая холодная природа и леса, которые полны разного рода сов, которые, как известно, не то, чем кажутся. Уютные маленькие поселки, населенные простыми милыми людьми. Кажется, что цивилизация сюда еще не совсем дошла, а, значит, что-то страшное могло притаиться там, куда все еще не упал луч света. А стильные города, где люди стали воплощением своего же климата – холодными, строгими, будто ждущими, что кто-то или что-то придет и разогреет кровь.

И вот скандинавский кинематограф как раз и богат на остросюжетные триллеры, от которых мурашки бегут по телу, а пульс повышается. Окунемся же и мы в эти холодные воды.

Трилогия «Миллениум»

Первое, что всплывает в памяти при упоминании скандинавского кино, так это истории о девушке-хакере, социопатке, гении и вообще человеке с тяжелой судьбой – Лисбет Саландер. Сразу в голове играет Immigrant song великих Led Zeppelin, а нефть течет по телу. Остается ждать, когда же неизвестный чиркнет спичкой. Тогда феникс, бушующий внутри каждого из нас, вырвется на волю. Но нет, Финчер, отойди, пожалуйста. Речь пойдет о телевизионной трилогии «Миллениум», открывшей дорогу в Голливуд для Нуми Рапас.

Каждый фильм основан на одной из книг Стига Ларссона и довольно точно следует первоисточнику, за исключением странноватых длиннющих отступлений, когда герои могли ни с того ни с сего свалить в другую страну поделать разные штуки. Для чего? Ну просто писатель искренне считал своих героев крутыми и позволял им приятные увлекательные квесты с путешествиями, и пусть сюжет подождет. Опять же мир, придуманный Ларссоном, не ограничивается расследованиями, интригами и развенчанием благочестивого образа семей, отчаянно хранящих традиции многовековой давности.

«Мужчины, которые ненавидят женщин» (оригинальное название первого романа) недвусмысленно дает понять, что для писателя особенно важно в истории девушки с татуировкой дракона. В юности Стиг стал свидетелем изнасилования девушки по имени Лисбет, но не смог ей помочь, теперь его Лисбет отчаянно пытается исправить ошибки автора. Это только один пример того, что в своей журналистской деятельности писатель уделял вопросу насилия над женщинами много внимания. Микаэл Блумквист, второй главный персонаж «Миллениума», списан с самого Ларссона, как не трудно догадаться. Писатель всю жизнь боролся с неонацистскими организациями, которых в Швеции не мало. Здесь можно провести параллели с тем, как его герой практически теряет журналистскую лицензию из-за наезда на одну влиятельную корпорацию.

Произведения Ларссона в России прославил, как ни странно, Первый канал, показав трилогию по произведениям писателя в эфире. Сочетание мрачного детектива и психологической драмы в сочетании с подчас шокирующей откровенностью фильма (не в плане эксплуатации снафф- и эро-эстетики) оказало неизгладимое впечатление.

Первый фильм, который задумывался, как двухчастное произведение, на родине стал хитом и быстро обзавелся желающими купить права на дистрибуцию в других странах. В мире также оценили творчество скандинавских кинематографистов, Нуми Рапас стала звездой, а Голливуд нацелил свои хищные взоры на потенциально прибыльную франшизу. Однако, есть информация, что продюсер Скотт Рудин еще в 2006 году прочитал книгу Ларссона, восхитился и отправил ее Финчеру, но тот был занят на съемках «Загадочной истории Бенджамина Баттона». По другой информации Финчер узнал о книге в 2008 году от Кэтлин Кеннеди, получив краткий анонс в духе: «Это история про бисексуальную панк-хакершу, ищущую серийного убийцу». Конечно, постановщик удивился и признал этот сюжет нелепым.

Права на экранизацию, по словам того же Рудина, стали стоить невероятно дорого, книга-то хит. Более того, продюсер в тот момент не знал, что уже идет разработка шведской трилогии. Таким образом, получалось, что он собирался покупать права не просто на экранизацию, но на ремейк. В 2009 году права все-таки были куплены и Рудин снова подсунул книгу Финчеру во время работы над «Социальной сетью». К тому времени по миру уже прогремел первый шведский фильм.

Девушка с татуировкой дракона

Девушка с татуировкой дракона
  • Оценка 7,7 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, детектив, драма
  • Страна Швеция, Дания, Германия, Норвегия
  • В главных ролях Микаэль Нюквист, Нуми Рапас, Лена Эндре, Свен-Бертиль Таубе и др.
  • Режиссёр Нильс Арден Оплев
  • Длительность 147 мин.
  • Студия Yellow Bird Films
  • Дата премьеры 27 февраля 2009
  • Сценарий Николай Арсель, Расмус Хейстерберг, Стиг Ларссон

Лучший хакер на свете, человек страшной судьбы, немножко супергероиня – Лисбет (Нуми Рапас) – помогает журналисту Микаэлю Блумквисту (Микаэль Нюквист) в его расследовании. Опального журналиста, которому грозит огромный штраф и трехмесячный срок за клевету на одного магната, нанял миллионер Хенрик Вангер. Старейшина знатной семьи захотел расследовать пропажу любимой племянницы. Проблема в том, что девушка пропала сорок лет назад.

Холодная история о людях, которые занимаются самыми неприятными делами, после которых не то что верить в человечество не хочется, но и жить. Однако, герои-изгои находят друг в друге необходимое тепло в этих априори прохладных, будто бесцветных, широтах. Поэтому когда их приключение заканчивается, невольно хочется остановить фильм на том моменте, где они вместе и в мире еще жива надежда.

Трейлер:


Девушка, которая играла с огнем

Девушка, которая играла с огнем
  • Оценка 7,0 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, детектив, драма
  • Страна Швеция, Дания, Германия, Норвегия
  • В главных ролях Микаэль Нюквист, Нуми Рапас, Лена Эндре и др.
  • Режиссёр Даниэль Альфредсон
  • Длительность 124 мин.
  • Студия Yellow Bird Films
  • Дата премьеры 18 сентября 2009
  • Сценарий Йонас Фрикберг, Стиг Ларссон

С окончания эпичного расследования Блумквиста и Саландер проходит целый год. Микаэль восстановил репутацию и продолжил работать в редакции газеты «Миллениум», а Лисбет сбежала от всех за границу. Но очередное скандальное расследование «Миллениума» сводит давних друзей. Молодой журналист Даг Свенссон, работавший над делом поставки секс-рабынь в Швецию, был расстрелян в своей квартире. На месте преступления найдено оружие опекуна Лисбет Саландер, которому девушка угрожала его же пистолетом.

Безусловно, вторая часть приключений дерзкой хакерши и немного неуклюжего журналиста больше напоминает шпионский фильм, чем остросоциальную драму. Расследование, которое ведут герои, вскрывает порочность системы и раскрывает предысторию самой Саландер и ее непростые семейные отношения. Есть мнение, что делать этого не стоило, но это одна из черт именно скандинавского сторителлинга. Здесь все маленькое, изолированное, связь с прошлым, читай с семьей, не может оборваться по одному только желанию. Лисбет придется это понять и решить вопросы, которые она много лет предпочитала игнорировать.

Трейлер:


Девушка, которая взрывала воздушные замки

Девушка, которая взрывала воздушные замки
  • Оценка 7,2 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, детектив, драма
  • Страна Швеция, Дания, Германия, Норвегия
  • В главных ролях Микаэль Нюквист, Нуми Рапас, Лена Эндре и др.
  • Режиссёр Даниэль Альфредсон
  • Длительность 147 мин.
  • Студия Yellow Bird Films
  • Дата премьеры 27 ноября 2009
  • Сценарий Йонас Фрикберг, Ульф Рюберг, Стиг Ларссон

Надо признать, что отношения второй и третьей частей к первой напоминает ситуацию с «Пиратами Карибского моря» или «Матрицей». Первая часть, несмотря на цельность истории всей трилогии, стоит особняком, а события сиквелов связаны друг с другом гораздо плотнее. Поэтому третья часть истории Лисбет Саландер скорее завершает нити второй главы, чем как-то подводит итоги всей трилогии. Хотя делает это изящно и увлекательно.

После финала предыдущей картины Саландер в тяжелом состоянии находится в больнице. Ее ждет суд по обвинениям в убийстве, защищать интересы девушки взяла сестра Микаэля Блумквиста Анника. Но парочка умудрилась разворошить осиное гнездо своими безбашенными расследованиями. Лисбет приговорена к смерти группировкой, не желающей разглашения информации, которой обладает хакерша. А пока ее друг Блумквист ведет свое расследование, чтобы доказать невиновность девушки.

В сотрудничестве с полицией (удивительно для столь нигилистической вселенной) Микаэль раскрывает целый заговор и выводит на чистую воду преступную группировку «Секция», ответственную почти за все незаконные вещи в Швеции (бондовский «Спектр» какой-то).

Режиссер Альфредсон в третьем фильме не стал дотошно следовать первоисточнику (к слову самому кинематографическому), а сделал чистый политический триллер, почти полностью лишенный сложных семейных перипетий крутой героини. Ведь она всегда была одна против всего мира, было бы грешно не столкнуть ее с системой, при этом ограничить ее знаменитые «суперспособности». Теперь ей просто не обойтись без друзей, и придется принять тот факт, что теперь она не одна.

Трейлер:


«Миллениум»

«Миллениум»
  • Оценка 7,9 / 8,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, детектив, драма
  • Страна Швеция, Дания, Германия, Норвегия
  • В главных ролях Микаэль Нюквист, Нуми Рапас, Лена Эндре, Свен-Бертиль Таубе и др.
  • Режиссёр Нильс Арден Оплев, Дэниэл Альфредсон
  • Студия Yellow Bird Films
  • Дата премьеры 20 марта 2010
  • Сценарий Николай Арсель, Йонас Фрикберг, Расмус Хейстерберг

Шведский телесериал представил расширенные версии фильмов трилогии. Тем более, что по изначальной задумке каждый фильм должен был выходить в двух частях на телевидении. Шоураннером проекта был назначен режиссер первого фильма трилогии Нильс Арден Оплев. Сериал вышел в 2010 году и получил ряд премий как в Швеции, так и в мире. В частности, премия «Эмми» в категории «ТВ-фильмы/мини-сериалы».

В формате сериала, история Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста приобрела гораздо большую цельность и стройность. За счет естественного увеличения хронометража аж на сто десять минут, удалось лучше проработать бэкграунд героев и больше рассказать о том, что творится в мире «Миллениум». Для поклонников Стига Ларссона и девушки с татуировкой дракона в исполнении Нуми Рапас этот сериал просто находка.

Трейлер:


Последнее завещание Нобеля

Последнее завещание Нобеля
  • Оценка 6,2 / 5,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр детектив, триллер, драма
  • Страна Швеция
  • В главных ролях Малин Крепин, Бьёрн Кильман, Лейф Андре и др.
  • Режиссёр Петер Флинт
  • Длительность 89 мин.
  • Студия Yellow Bird Films
  • Дата премьеры 2 марта 2012
  • Сценарий Пернилла Ольелунд, Лиза Марклунд

Сама природа Скандинавии будто бы шепчет авторам о тайнах и страшных историях, которые хранит эта интересная земля. Шведская писательница Лиза Марклунд, похоже, тоже слышала этот зов. Ее роман «Последнее завещание Нобеля» привлек внимание продюсеров «Девушки с татуировкой дракона». Писательница выступила соавтором сценария.

Что характерно, в центре детективного сюжета молодая харизматичная пробивная журналистка Анника Бенгстон (Малин Крепин), не предающая своих убеждений. И с отстранением себя от статьи по поводу убийства шведской ученой на вручении Нобелевской премии не станет мириться. В конце концов, именно Анника присутствовала на той премии и, возможно, видела убийцу. Гордая журналистка начинает свое расследование, которое вскрывает непиятные факты о подковерных играх, разворачивающихся вокруг Нобелевской премии.

Неизменный стиль скандинавских постановщиков делает даже не самый хитрый сюжет увлекательным. Казалось бы, теории заговоров на премиях разного толка – что тут удивительного. Да и фильмов о журналистских расследованиях вышло море уже, включая «Зодиак» Финчера и оскароносный «В центре внимания», основанный на реальном расследовании дела бостонских католических священников. В «Завещании Нобеля» нет тяжеловесной претенциозности и дотошности, это просто напряженный триллер с крутой героиней, которая является двигателем сюжета. Как раз то, чего не хватает многим голливудским жанровым фильмам.

Трейлер:



Бессонница

Бессонница
  • Оценка 6,9 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр детектив, криминал, драма
  • Страна Норвегия
  • В главных ролях Стеллан Скарсгард, Мария Матьезен, Сверре Анкер Оусдаль и др.
  • Режиссёр Эрик Шёлдбьерг
  • Длительность 96 мин.
  • Студия Norsk Film
  • Дата премьеры 14 марта 1997
  • Сценарий Николай Фробениус, Эрик Шёлдбьерг

О голливудских жанровых фильмах. Оригинал нолановской «Бессонницы» вроде как на слуху, но, кажется, мало кто его смотрел. Ситуация напоминает «Девушку с татуировкой дракона» (куда ж без нее теперь). Если есть американская версия, а синопсис в целом совпадает, то зачем смотреть какую-то мутную ТВ-постановку от скандинавов. Пусть там даже есть актер из «Мстителей», он же папа Билла Тернера из «Пиратов Карибского моря».

Зубодробительное психоделическое начало фильма вводит в ступор, ужасает и вызывает любопытство. Сразу в памяти всплывает «Огонь, иди со мной» Дэвида Линча и титры почти любого фильма Дэвида Финчера. Но режиссер Шёлдбьерг внезапно прерывает это варварское великолепие для демонстрации сцены, в которой два копа летят в маленький городок на самом краю мира в Норвегии. Оба не сильно рады, в ходе разговора выясняется, что это очередная вахта шведского полицейского Йонаса Энгстрема (Стеллан Скарсгард).

Энгстрем вызван в глушь, потому что там случилось почти невозможное – найден труп семнадцатилетней девушки Тани. А раз местные не выглядят так круто, как копы из Осло, не ходят на работу в пиджаках, не носят оружия, так еще и книжек по криминалистике не читают, то им просто необходим пастух. Поэтому уставший от жизни, но все еще холодный профессионал, Энгстрем в компании с напарником Эриком Виком раздает указания нелепым деревенским копам и быстро организовывает операцию по поимке убийцы. Но во время облавы по халатности местных убийца убегает в туман. Йонас в горячке погони стреляет в убийцу, но попадает в напарника. Параллельно расследованию гибели девушки начинается внутреннее расследование.

Откровенная дешевизна и, так сказать, тв-шность картинки создают ощущение нереальности городка, в котором не заходит солнце. Бесконечный день сводит шведского копа с ума. Энгстрем не может спать, постепенно погружаясь в параноидальный трип. Зритель видит мир таким, каким видит его герой. Будто сфотографированная на старую дешевую фотопленку, реальность предстает выжженной и уже остывшей пустыней, где люди – тени, а город – чья-то дурная выдумка. Чувство вины и неспособность разорвать порочный круг добивают героя, и начинаешь к нему испытывать даже сочувствие, хотя это абсолютно циничный расчетливый человек. Энгстрем похож на Понтия Пилата, уставшего от всех этих людишек и их проблем. Убийство напарника – последнее испытание для стража закона. Энгстрем испытание не пройдет и будет обречен сидеть на луне, как и Пилат. Тени то ли прошлого, то ли людей будут бродить вокруг.

Трейлер:


Охотники за головами

Охотники за головами
  • Оценка 7,5 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма, комедия, криминал
  • Страна Норвегия, Швеция, Дания, Германия
  • В главных ролях Аксель Хенни, Николай Костер-Вальдау, Синневе Макоди Лунд и др.
  • Режиссёр Мортен Тильдум
  • Длительность 100 мин.
  • Студия Yellow Bird Films
  • Дата премьеры 4 августа 2011
  • Сценарий Ульф Рюберг, Ларс Гудместад, Ю Несбё

Еще один скандинавский мастер холодного триллера Ю Несбё прославился серией романов о Харри Холе. Один из них экранизировали с Майклом Фассбендером в главной роли. «Снеговик», правда, собрал не лучшие отзывы и так себе кассу. Возможно, Голливуду не стоит браться за скандинавские сюжеты и оставить это местным, тем более, что получается у них отлично. Кстати, продюсеры «Девушки с татуировкой дракона» снова представляют: «Охотники за головами».

Роджер Браун – лучший хэдхантер Норвегии. Сам Роджер маниакально одержим достижением невероятных высот (возможно, дело в небольшом росте хэдхантера). У парня есть все: длинноногая жена, дорогой дом, прибыльная работа. Но мало, черт возьми, всегда мало. Поэтому Роджер обворовывает своих клиентов, в частности, крадет дорогие картины для пополнения галереи супруги. Но новый кандидат на кидалово оказывается не так прост, и сам главный герой становится добычей.

Авантюрный и, внимание, комедийный триллер постоянно меняет диспозицию сил и жанровые одежки. То это оммаж Гаю Ричи с матерящимися комичными гангстерами и закадровыми пояснительными репликами, то это бескомпромиссное жесткое месилово, то лихо закрученный приключенческий фильм с кучей квестов. Правда, квесты скорее в духе братьев Коэн, нежели какого-нибудь Джейсона Борна. В частности, герою предстоит поседеть, побриться наголо, обмазаться чужой кровью и спрятаться на дне деревенского туалета. Весь этот мультижанровый и разноголосый калейдоскоп украшает еще и звезда «Игры престолов» Николай Костер-Вальдау. Уникальный киноязык, собранный в лучших традициях Тарантино из всего, что он знает дал постановщику фильма билет в Голливуд. Теперь в его портфолио «Пассажиры» с Дженнифер Лоуренс и Крисом Праттом и оскароносная «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем.

Трейлер:


Охота

Охота
  • Оценка 7,9 / 8,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма
  • Страна Дания, Швеция
  • В главных ролях Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Анника Веддеркопп, Лассе Фогельстрём и др.
  • Режиссёр Томас Винтерберг
  • Длительность 115 мин.
  • Студия Nordisk Film
  • Дата премьеры 20 мая 2012
  • Сценарий Тобиас Линдхольм, Томас Винтерберг

Один из самых шокирующих фильмов, не имеющих ни одной по-настоящему шокирующей визуально сцены, никакой чернухи и эксплуатации. Странная неуютная ирония Винтерберга вгоняет в раздумья о будущем, стоит ли продолжать вообще.

Один из основателей «Догмы 95» в своей работе 2012 года устраивает охоту на воспитателя детского сада Лукаса (Мадс Миккельсен). Лукас хороший парень, любит детей, а дети любят его. Он ходит на охоту с друзьями, а потом приятно проводит время с ними за бутылочкой пива. Да и одна из работниц детского сада влюблена в него. В довершение к образу Винтерберг сообщает, что Лукас в разводе и его сын хочет жить с отцом, что не очень нравится бывшей супруге, но Лукас умеет идти на контакт и искать компромисс. Ничто не предвещало беды.

Но вдруг маленькая дочка его друга под влиянием случайно увиденного эротического фото девочка убеждает директора сада в том, что Лукас ее домогался. Правда, это были скорее слова, сказанные от обиды и довольно не конкретные, но взрослая тетя немедленно предпринимает меры. Жизнь Лукаса превращается в ад.

Многие критики считают «Охоту» лучшей работой Винтерберга. Трудно не согласиться, учитывая, что это не триллер в привычном понимании. Это пугающая насмешка над обществом. Винтерберг показывает, что сами взрослые толкают ребенка ко лжи, подстраивая слова девочки под собственные страхи. И хоть их страхи понятны, это не помогает, когда представляешь себя на месте Лукаса.

Трейлер:


Дилер

Дилер
  • Оценка 7,0 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр криминал, триллер
  • Страна Дания
  • В главных ролях Мадс Миккельсен, Ким Бодниа, Златко Бурич и др.
  • Режиссёр Николас Виндинг Рефн
  • Длительность 110 мин.
  • Студия Araba Films
  • Дата премьеры 30 августа 1996
  • Сценарий Дженс Даль, Николас Виндинг Рефн
https://www.youtube.com/watch?v=ZlQ1Bt9FulI

Когда-то автор фильма про Райана Гослинга в классной куртке обучался режиссуре в Датском институте кино. Но посмотрев на своих амбициозных земляков, задумавших расшатать все зубы кинематографу своей «Догмой 95», решил просто делать свое кино так, как он это видит. Благо, рефлексирующий о своей внешности и решительности дальтоник Николас Виндинг Рефн начал карьеру с остросоциальной картины о своей родной стране. Молодой режиссер набрал никому не известных актеров. Например, именно Рефн показал миру тогда еще совсем не стильного, а криповато-гоповатого Мадса Миккельсена. Если вы привыкли к неоновым причудам Рефна, то в «Дилере» ждать подобного не стоит. Это гиперреалистичный жесткий фильм о людях, постепенно теряющих человечность, как говорится, от жизни собачьей.

Барыга Франк совершенно не годится на эту роль, потому что ко всему в жизни относится безалаберно. Он по уши в долгах, но упорно влезает в новые, надеясь на случай и удачу. Местный авторитет и любитель выкручивать коленные чашечки Ласло дает нерадивому дилеру товар «в последний раз», угрожая жестокой расправой в случае неудачи. Конечно, на сделке Франк попадает в засаду и его принимают сотрудники органов. Сбросить товар удается, но что делать с выросшим в разы долгом Франк не знает.

Путешествие гопника по всем кругам ада превращается в воспитательный урок, у которого не может быть хорошего конца, впрочем. Франк потеряет свое расслабленное выражение лица и изменит отношение к жизни, но вот сделать уже ничего не сможет. Рефн, как настоящий автор, создал целую трилогию, киновселенную «Дилера», в которой рассказал о трех самых ярких персонажах этого темного мира дна, где не существует добра, но и зла там не много.

Трейлер:


Догвилль

Догвилль
  • Оценка 7,9 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма, детектив
  • Страна Дания, Нидерланды, Швеция
  • В главных ролях Николь Кидман, Пол Беттани, Хлоя Севиньи, Стеллан Скарсгард, Харриет Андерссон и др.
  • Режиссёр Ларс Фон Триер
  • Длительность 178 мин.
  • Студия Lionsgate
  • Дата премьеры 26 июня 2003
  • Сценарий Ларс фон Триер

Раз упомянут был Триер, как не рассказать про его, пожалуй, самый известный фильм «Догвилль». Как и почти во всем творчестве известного провокатора, чего-то чисто скандинавского в его работах не найти. Но нетрудно предположить, что особое видение мира и искусства сложилось у Триера именно из-за того, что любитель потроллить жюри Каннского кинофестиваля шутками про Гитлера родился в Дании. Или он просто безумец.

Молодая американка Грейс (Николь Кидман) прибывает в отдаленный тихий городок Догвилль, убегая от своего отца и его банды. Местный писатель Том, ничего еще не написавший, правда, укрывает девушку в шахте, объясняя это тем, что дальше бежать нет смысла – там только горы. Хотя лучше бы Грейс попытала удачу там, ведь лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал.

Община принимает девушку в свои ряды, а Том гордится тем, что его собрания по моральному воспитанию не прошли зря. Грейс очень благодарна жителям городка и пытается быть полезной. Она берется за любую работу и покорно принимает любую критику. Конечно, все кончится плохо для человека в собачьем городе.

Желчная почти садистская ирония сочится из каждого кадра этого спектакля (а в фильме почти нет декораций, а границы домов нарисованы мелом на полу сцены). В этом фильме искусственно все, кроме человеческой гнили, над которой так сокрушается Триер. И это будто издевательство над той самой «Догмой 95», пропагандирующей только естественность в кадре и настоящую жизнь. Местные герои – это ходячие архетипы людских характеров, возможно, даже просто отдельные черты, а не живые люди. Но диагноз, который режиссер им ставит вполне реальный. Это отзеркаливает весь нравоучительный урок, который ангелу во плоти Грейс придется пройти. Последний житель города псов стал реальным, подтверждая название поселения.

Трейлер:


Дурацкое дело нехитрое

Дурацкое дело нехитрое
  • Оценка 6,9 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, комедия, драма, криминал
  • Страна Норвегия, Дания, Швеция
  • В главных ролях Стеллан Скарсгард, Бруно Ганц, Биргитта Йорт Серенсен и др.
  • Режиссёр Ханс Петтер Муланд
  • Длительность 112 мин.
  • Студия Paradox Film
  • Дата премьеры 10 февраля 2014
  • Сценарий Ким Фупц Окесон, Финн Гьердрум

От тяжелятины скандинавских больших авторов к национальному колориту. «Дурацкое дело нехитрое» – это «Фарго» на других заснеженных просторах и, конечно, более драйвовое и по-своему странное.

Норвежская чисто белая зима, Нильс (Стеллан Скарсгард) работает на огромной снегоуборочной машине, его задача очистить всю Норвегию от снега. Уголовное прошлое его вроде отпустило, у него взрослый сын и любящая жена. Однажды сына находят мертвым на железнодорожной станции. Полицейские утверждают, что у парня передоз, но Нильс уверен, что его сын не был наркоманом. И вот во время попытки самоубийства в стиле Курта Кобейна коллега Нильса сообщает, что он подрабатывал наркокурьером и подтянул сына Нильса к этой авантюре. Так начинается путь мести, герой Скарсгарда доходит до самого верха криминальной цепочки.

Снова скандинавы выдают полижанровое кино. Сочетание смешных сцен и отборной жестокости в условиях слепящей белизны бьет по сознанию зрителя. По сравнению с американским ремейком «Снегоуборщик» с Лиамом Нисоном в главной роли от того же режиссера, «Дурное дело» может похвастаться по-настоящему искрометной сатирой на сам жанр ревендж-муви и все еще быть жестким триллером. Опять же в этом фильме мощная концентрация культурных отсылок к истории Скандинавии.

Трейлер:


Идеальный пациент

Идеальный пациент
  • Оценка 6,4 / 6,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма, детектив
  • Страна Швеция, Бельгия
  • В главных ролях Йонас Карлссон, Давид Денсик, Альба Аугуст и др.
  • Режиссёр Микаэль Хофстрём
  • Длительность 132 мин.
  • Студия Capella Film
  • Дата премьеры 20 сентября 2019
  • Сценарий Эрленд Лу

В истории Швеции есть и свои серийные убийцы, и изощренности одного из них мог бы позавидовать придуманный Ганнибал Лектер. Томас Квик признался в более чем тридцати убийствах, совершенных на протяжении трех десятков лет. Но осужден Квик был лишь за восемь из них, и после двадцати лет в тюрьме отказался от прежних показаний. По результатам пересмотра дел Квик был признан невиновным. Грех не экранизировать историю такого беспрецедентного для Скандинавии процесса.

Журналист Хеннес Растам (Йонас Карлссон) берется за дело осужденного серийного маньяка Стуре Бергвалла (Давид Денсик), в котором находят ряд нестыковок. Растам считает Бергвалла больным человеком, который просто оклеветал себя. На протяжении всего хронометража герою предстоит разбираться, с кем он разговаривает: с хладнокровным убийцей или сумасшедшим, который просто ищет хоть какого-то внимания со стороны общества. Сам Растам находит в предполагаемом маньяке единственного собеседника, которому может открыться.

Режиссер Хофстрём отметился в Голливуде экранизацией «1408» с Джоном Кьюсаком и Сэмюэлем Л. Джексоном и боевиком со Сталлоне «План побега». Но дальше карьера не задалась, и постановщик вернулся в родные прохладные края, чтобы осветить одну из самых причудливых историй своей страны. И, в отличие, от скандинавских коллег, которые делают упор на некоторую холодность повествования, Хофстрём делает динамичный фильм, легко меняющий формы и тон. Этот фильм брызжет энергией, будто пытаясь разогреть местный климат и разбудить людей, которые сонно принимают очевидное, не вдаваясь в детали.

Трейлер:



Король острова Бастёй

Король острова Бастёй
  • Оценка 7,5 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма
  • Страна Норвегия, Швеция, Польша
  • В главных ролях Стеллан Скарсгард, Беньямин Хельстад, Кристоффер Йонер и др.
  • Режиссёр Мариус Холст
  • Длительность 116 мин.
  • Студия 4 1/2 Film
  • Дата премьеры 17 декабря 2010
  • Сценарий Деннис Магнуссон, Эрик Шмид, Метте М. Больстад

Тема тюрем, из которых нельзя сбежать – благодатная почва для кинематографистов. Достаточно вспомнить «Шоушенк», из которого удрал Энди Дюфрейн на берег океана чистить старую лодку. Или «Алькатрас», оттуда умудрился сбежать самый опасный британский шпион в исполнении Шона Коннери. А как не вспомнить ту тюрьму из «Без лица», но Ник Кейдж справился. Вот и Бастёй – реальная тюрьма для несовершеннолетних в Норвегии – считается местом, откуда нельзя убежать. Семнадцатилетний бунтарь и убийца Эрлинг совершает дерзкий побег, и если бы не подстава от затравленного заключенного, у него бы все получилось. Дело в том, что в этой колонии юных преступников деклассируют «ради их собственного блага». Директор в исполнении потрясающего Стеллана Скарсгарда промывает мальчишкам мозги, приучая к жесткой дисциплине и запугивая наказаниями. В то же время заключенные трудятся день и ночь, что, по словам директора, может дать им путевку на свободу. Но решать, кого освободить, а кого – нет, будет, конечно, сам директор. Дети не готовы бороться с системой, только Эрлинг мутит умы.

Отделаться от параллелей с романом «Дом, в котором…» Мариам Петросян очень сложно, правда, ничего притягательного в мире Бастёй нет и быть не может. Это суровая картина о борьбе. Закрытое сообщество, в котором пропагандируется нечто полезное, а прорастает что-то совершенно не поддающееся пониманию, пугает своей натуралистичностью. Отстраненная норвежская природа дополняет гнетущее впечатление от этого путешествия по человеческим душам.

Трейлер:


Тельма

Тельма
  • Оценка 6,5 / 7,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, ужасы, драма
  • Страна Норвегия, Дания, Швеция
  • В главных ролях Элли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен и др.
  • Режиссёр Йоаким Триер
  • Длительность 116 мин.
  • Студия SF Studios
  • Дата премьеры 20 августа 2017
  • Сценарий Эскиль Вогт, Йоаким Триер

Дальний родственник Ларса Фон Триера, конечно, не столь изощренный автор, но у постановщика есть ряд наград, а «Тельма» получила хвалебные отзывы на кинофестивале в Торонто. Скандинавский режиссер сумел сделать сплав психологической драмы, фильма ужасов и триллера.

Девушка Тельма недавно поступила в университет и съехала от родителей, навязывающих ей свои религиозные убеждения. Свобода и молодость – идеальный союз. Тельма ходит на вечеринки, пьет вино, заводит интересные знакомства, в общем, ведет жизнь будущей интеллектуальной элиты. Опять же девушка обнаруживает, что ее влечет к подруге Ане. Это открытие так будоражит Тельму, что она старается спрятать свои позывы поглубже. Кто мог знать, что это пробудит в студентке суперспособности, которые сопровождаются странными приступами. Врачи разводят руками, остается серьезно поговорить с родителями и выяснить некоторые детали детства.

Сразу напрашивается хоррор «Сырое», где две сестры, также вырвавшиеся из семейного гнезда обнаруживают в себе некоторые особенности, корни которых кроются в наследственности. Но Триер в своем фильме несколько ограничил свои авторские навороты и сосредоточился на жанровых фишках, что позволило играть на нервах зрителя. Тут будут и темные дома, в которых живут жутковатые старухи, и змеи, ползающие по спящим людям, и фигуры, стоящие в свете уличного фонаря.

При этом сама ситуация у Триера выглядит довольно обыденно. Именно на контрасте и играет постановщик. Тельма, только-только обретшая свободу, совершенно не понимает что с ней делать. А как-никак модель, предлагаемая родителями, работала, к ней девушка и обращается в трудную минуту. Это пугает едва ли не сильнее, чем все мастерски исполненные пугалки и страшные символы, которые, конечно, на многое намекают. На что конкретно, режиссер позволяет решить самому зрителю.

Трейлер:


Какой сериал выбрать?