Лучшие полнометражные аниме

Японская анимация долгое время считалась экзотикой для всего остального мира. Даже на родине большая часть продукции представляла из себя дешевые мультсериалы с дерганой анимацией и статичными задниками. Интересно, что само развитие японской мультипликации связано с популярностью американских мультфильмов среди населения. Так в сороковых годах двадцатого века государство начало спонсировать производство цветных полнометражных агитационных мультфильмов. Тогда же и начал зарождаться стиль, более или менее похожий на то, что привычно понимать под аниме.

Сейчас японская анимация – не просто вещь в себе, а часть мировой культуры. Нетрудно заметить, что приемы из аниме можно встретить в голливудских мультфильмах, сериалах и ТВ-проектах. Мы же сосредоточимся на самых примечательных полнометражных работах в жанре, повлиявших на всю индустрию.

Акира

Акира
  • Оценка 7,8 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фантастика, боевик, триллер, детектив
  • Страна Япония
  • В главных ролях Мицуо Ивата, Нодзому Сасаки, Мами Кояма
  • Режиссёр Кацухиро Отомо
  • Длительность 124 мин. / 02:04
  • Студия Toho Company
  • Дата премьеры 16 июля 1988
  • Сценарий Кацухиро Отомо, Идзо Хасимото

«Акира» был первым мультфильмом, полностью сделанным по дорогущей технологии «24 кадра в секунду». Кацухиро Отомо ловко воспользовался предкризисной ситуацией в Японии 1988 года (японский финансовый пузырь Бабуру кэйки 1986-1991 годов), когда банки выдавали кредиты под маленький процент практически на любые инициативы. История создания мультика сама достойна экранизации.

Старый Токио уничтожен масштабным взрывом. Образовавшийся после Третьей мировой войны на месте старого города Нео-Токио захвачен вечно конкурирующими бандами. По дорогам шныряют банды молодых байкеров, а улицы трущоб заполняют фанатики, верующие во второе пришествие какого-то Акиры, который должен будет всех от чего-то спасти. Меж тем никого не устраивает милитаристская политика правительства.

Главарь одной из банд мотоциклистов Канэда и его неловкий друг Тэцуо во время очередной стычки с другой бандой сталкиваются с правительственными агентами, преследующими какого-то странного ребенка с лицом старика. Тэцуо по свойственной ему неосторожности врезался в этого ребенка, вследствие чего у парня стали постепенно проявляться экстрасенсорные способности.

«Акира» – история о дружбе и дисбалансе в отношениях. Мало того, что фильм дает наиболее яркое понимание, на что способно аниме, так еще и является капсулой памяти мировой культуры. Образы, представленные в мульте, напомнят киноманам и «Матрицу», и «Видеодром», и черт знает что еще. Конфликт в фильме понятен на интуитивном уровне, а потрясающая анимация не создает кринжового ощущения от стандартного недорогого аниме.

Трейлер:


Призрак в доспехах

Призрак в доспехах
  • Оценка 8,0 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фантастика, боевик, детектив
  • Страна Япония
  • В главных ролях Ацуко Танака, Акио Оцука, Коити Ямадэра
  • Режиссёр Мамору Осии
  • Длительность 83 мин. / 01:23
  • Студия Manga Entertainment
  • Дата премьеры 23 сентября 1995
  • Сценарий Кадзунори Ито, Масамунэ Сиро

Франшиза, начавшаяся с манги, разрослась до нескольких мультсериалов и повлияла на развитие жанра киберпанк в целом. В частности, братья Вачовски, вдохновившись визуальным стилем и темами произведения, задумали свой магнум опус «Матрица». И сходство более чем заметное, начиная от визуальных отсылок, заканчивая тяжеловесными диалогами, в которых поднимаются экзистенциальные вопросы о том, что значит быть человеком.

При просмотре «Призрака» на ум сразу приходят фильмы Ридли Скотта и его истории об андроидах, стремящихся стать людьми и творцами. Даже сам мир, созданный Масамунэ Сиро в оригинальной манге, а затем и режиссером Мамору Осии, заметно напоминает «Бегущего по лезвию».

Анимация в картине не сравнится с «Акирой», она не настолько плавная и живая, но ограниченность движений героев создает особый темп жизни мира, где андроиды неотличимы от людей, а виртуальная реальность глубоко проникла в повседневность. Даже экшен-сцены поставлены так, чтобы у зрителя возникли сомнения, реальны ли события для персонажей, настолько все драйвово, красиво и картинно.

Трейлер:


Город Чудищ

Город Чудищ
  • Оценка 6,6 / 6,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, ужасы, фантастика, фэнтези
  • Страна Япония
  • В главных ролях Юсаку Яра, Тосико Фудзита, Итиро Нагаи
  • Режиссёр Ёсиаки Кавадзири
  • Длительность 82 мин. / 01:22
  • Студия Mad House Ltd.
  • Дата премьеры 19 апреля 1987
  • Сценарий Ёсиаки Кавадзири, Норио Осада, Хидэюки Кикути

Мир демонов и людей нестабилен и держится только на политических договоренностях. Разным могущественным сущностям только дай волю освободить вселенское зло, чтобы какое-нибудь особо опасное пророчество сбылось. Дабы никто не мутил воду, с обеих сторон были созданы специальные службы, следящие за исполнением законов. Этакие Ночной и Дневной дозоры. По каналам потусторонних спецслужб прошел слух, что демонического посла могут убить, сорвав тем самым подписание новой итерации мирного договора. Для охраны мерзкого похотливого старичка, которым оказывается посол, отряжают агентов с обеих сторон. Конечно, прежде чем стать единой командой, парочка собачится по любым вопросам, в основном по поводу домогательств со стороны людского агента до демонической агентессы. Просто всем известно, что секс с существом с той стороны невероятен, хоть и грозит потерей разума.

Этот нуарный хоррор-детектив замешан на сексе, древних легендах и странном японском юморе. Посол, которого охраняют главные герои, то шутку ниже пояса отпустит, то начнет иронизировать над политикой, и в этих комментариях легко читаются намеки на реальную внешнюю политику. И это очень характерно для Японии – делать отсылки на свою историю и текущую ситуацию в мире через фэнтезийные сюжеты. Психоделический дизайн монстров, напоминающих то ли суккубов, то ли сплэттер-панковских существ, то ли фильм «Нечто» Джона Карпентера, пугает и притягивает одновременно. Демоны «Города чудищ» вышли из самого человеческого подсознания человеческого и создали свой мир ужаса, пытающийся завоевать мир обыденного.

Трейлер:



Кайт – Девочка-убийца

Кайт – Девочка-убийца
  • Оценка 6,7 / 6,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, боевик, триллер, криминал, для взрослых
  • Страна Япония
  • В главных ролях Конами Ёсида, Кинрю Аримото, Косукэ Окано
  • Режиссёр Ясуоми Умэцу
  • Длительность 23 мин
  • Студия Green Bunny
  • Дата премьеры 25 февраля 1998
  • Сценарий Ясуоми Умэцу

Известно, что японская сдержанность и скованность подчас обращается в крайне причудливые формы. Особенно яркое отражение борьбы с комплексами наблюдается в ТВ-шоу и жестких аниме. Если «Город чудищ» показывает сцены секса через образы и недосказывает многого, то «Кайт» не стесняется натуралистичности.

Сава – один из лучших профессиональных киллеров. Вот только она еще школьница. Дело в том, что родителей Савы много лет назад убили, тогда девочку взял под опеку полицейский Акаи, который оказывается садистом, педофилом и убийцей. Акаи тесно связан с криминалом и покрывает множество темных дел в городе, и Сава – его цепной пес для решения вопросов. Но однажды у девушки появился неизвестный помощник, с которым у нее завязывается дружба. Поэтому когда хозяин отправляет ее убрать друга, то это становится первым невыполнимым заданием для хладнокровной убийцы.

Аниме может похвастаться гипертрофированной жестокостью, которой бы позавидовал Тарантино (анимешная вставка из «Убить Билла» недвусмысленно напоминает «Кайт»), и эффектным экшеном. Драма о мести превращена в праведный крестовый поход против несправедливости, который, впрочем, для крестоносца с таким послужным списком, как у Савы, хорошо не закончится.

Кстати, есть еще и голливудский фильм «Кайт» с Сэмюэлом Л. Джексоном, но история и манера повествования по всем статьям уступают аниме.

Трейлер:


Ветер крепчает

Ветер крепчает
  • Оценка 7,9 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, драма, биография, история
  • Страна Япония
  • В главных ролях Хидэаки Анно, Миори Такимото, Мансаи Номура
  • Режиссёр Хаяо Миядзаки
  • Длительность 126 мин. / 02:06
  • Студия Mitsubishi Motors Corporation
  • Дата премьеры 20 июля 2013
  • Сценарий Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки – признанный мастер японской анимации. В этом обзоре могли быть фильмы только этого автора, но даже не все лучшие его работы широко известны.

Маленький Дзиро день и ночь думает о небе, забывая о еде и играх с младшей сестрой. Дзиро мечтает стать пилотом, для чего читает книжки на соответствующую тематику. Но проблема в том, что у мальчика очень слабое зрение и вряд ли стать летчиком и парить вольно в небе ему дадут. И вот, во время тренировки зрения Дзиро лежал на крыше и всматривался в ночное небо без очков (да, мальчик верил, что это поможет), уснул и ему привиделся во сне известный итальянский авиаконструктор Капрони. Спрыгнув с одного из своих самолетов прямо на поле к японскому мальчику, бодрый усач рассказывает, что сам летать не умеет, зато умеет проектировать красивые самолеты, и это прекрасно. Так Дзиро Хорикоси решает посвятить свою жизнь самолетам и становится в будущем гениальным конструктором.

Это очень трогательная история без страшных политических интриг и заговоров, чего можно было ожидать от сюжета про человека, чьи изобретения стали орудиями смерти и позволили его стране обрести статус серьезного противника на международной арене. Миядзаки рассказывает о людях, их мечтах и быстротечности жизни. Если не сейчас Дзиро будет придумывать свои красивые самолеты, пока крепчает ветер, возможно, потом уже не и не придется никогда.

Трейлер:


Девочка, покорившая время

Девочка, покорившая время
  • Оценка 8,0 / 7,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фантастика, драма, мелодрама, комедия
  • Страна Япония
  • В главных ролях Рииса Нака, Такуя Исида, Мицутака Итакура
  • Режиссёр Мамору Хосода
  • Длительность 98 мин. / 01:38
  • Студия Kadokawa Pictures
  • Дата премьеры 15 июля 2006
  • Сценарий Сатоко Окудэра, Ясутака Цуцуи

История о простой школьнице, внезапно научившейся прыгать (буквально) во времени назад, сначала выглядит как несколько более скучная интерпретация «Дня сурка». Наблюдать за тем, как безответственная девушка пользуется бесценным даром для того, чтобы поужинать любимым блюдом и поспать лишний час перед школой – в лучшем случае забавно. Интересным мультфильм становится, когда зритель начинает видеть последствия легкомысленного поведения.

В некотором смысле «Девочка» рассказывает о том, что даже с судьбой и кармой можно бороться, если ты начинаешь хоть что-то понимать о себе, а не только о своих сиюминутных порывах. Катарсический эффект от финала не был бы достигнут без стереотипного начала и довольно безысходного второго акта.

Трейлер:


Истинная грусть

Истинная грусть
  • Оценка 7,6 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, ужасы, триллер, драма
  • Страна Япония
  • В главных ролях Дзюнко Ивао, Рика Мацумото, Синпати Цудзи
  • Режиссёр Сатоси Кон
  • Длительность 81 мин. / 01:21
  • Студия Asahi Hoso
  • Дата премьеры 5 августа 1997
  • Сценарий Садаюки Мураи, Рика Такахаси, Ёсикадзу Такэути

Интересно, что «Идеальная грусть» задумывалась как покадровый анимационный ремейк «Хэллоуина» Джона Карпентера, а стала сюрреалистичным детективом в духе «Малхолланд Драйва» Дэвида Линча.

Мима, солистка популярного герлзбенда, решает стать актрисой, и первой ее работой становится роль сто третьего плана в детективном сериале. Поклонники разочарованы решением кумира и начинают постепенно высмеивать глупое решение. Мима – девушка, может, и не очень умная, но добрая, доверчивая и отзывчивая. Поэтому она соглашается на все откровенные и жестокие сцены, оправдывая все тем, что это вызов для ее карьеры. В частности, рейтинги шоу взлетают после сцены изнасилования героини Мимы в стриптиз баре, но звезду начинают клеймить как низкопробную актриску, которая только обнаженкой и может взять зрителя. Помимо общественного давления и проблем на съемочной площадке (Миме действительно с большим трудом дается актерство), девушка обнаруживает, что в интернете есть страница, на которой неизвестный пишет ежедневный отчет о прожитом дне от лица Мимы. Крыша новоиспеченной актрисы начинает ехать – она перестает отличать реальность от фантазии и начинает путать себя настоящую и себя с этой самой странички.

Переходы между реальностями в «Грусти» происходят внезапно, когда происходит самое интересное и напряженное. Проследить, сколько здесь слоев сна затруднился бы даже Нолан. Мощь социального высказывания об обществе, живущем при живых богах, которые также, как и все, ходят за молоком в магазин и кормят рыбок, как минимум, смущает, а как максимум, обескураживает. Но прежде всего «Идеальная грусть» – это крутой загадочный триллер с налетом фильмов в жанре джалло для любителей пощекотать себе нервы.

Трейлер:



Твое имя

Твое имя
  • Оценка 8,3 / 8,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фэнтези, драма, мелодрама
  • Страна Япония
  • В главных ролях Рюносукэ Камики, Монэ Камисираиси, Рё Нарита
  • Режиссёр Макото Синкай
  • Длительность 110 мин. / 01:50
  • Студия Toho Company
  • Дата премьеры 3 июля 2016
  • Сценарий Макото Синкай

Сразу после выхода «Твоего имени» Макото Синкая стали ставить в один ряд с Хаяо Миядзаки. Синкай, мало того что всегда старательно подвергал сомнению правомерность такого сравнения, так еще и однажды заявил, что не хотел, чтобы Миядзаки когда-нибудь посмотрел его картину. Мол, постановщику будет стыдно за несовершенство своей картины перед мастером, а на фоне титулов, которые свободно раздает пресса, будет совсем нехорошо. Милое хикканство – прямо по культуре.

Нельзя не заметить, что Синкай – это постановщик из совсем другой эпохи со своей философией и подходом к сторителлингу. Так что сравнение с Миядзаки довольно-таки притянуто за уши. История любви в «Твоем имени» показана через время и пространство. Чтобы быть вместе, героям необходимо преодолеть то, что и осознать-то трудно, но Синкай не боится размашистых смелых решений. Если уж метафора, то самая развесистая и яркая. Через мегаломанский масштаб режиссер передает очень маленькую личную драму двух людей, мечтающих просто любить и быть любимым.

Трейлер:



Игра разума

Игра разума
  • Оценка 7,6 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, комедия, приключения, фэнтези
  • Страна Япония
  • В главных ролях Кодзи Имада, Саяка Маэда, Такаси Фудзии
  • Режиссёр Масааки Юаса
  • Длительность 103 мин. / 01:43
  • Студия Asmik Ace Entertainment
  • Дата премьеры 28 июля 2004
  • Сценарий Масааки Юаса, Робин Ниси

Первая полнометражная работа Масааки Юасы оправдывает свое название Mind Game на триста процентов. Один визуальный стиль, точнее его непостоянство могут взорвать мозг зрителю. Даже во время обычных диалогов режиссер выбирает безумные ракурсы и играет с освещением, как Оливер Стоун в «Прирожденных убийцах».

История о любовном треугольнике превращается в криминальный триллер, который постепенно становится мистическим околохоррором. Драйвовый экшен не дает зрителю возможности оторваться от творящегося на экране сюра. Лучше этот пестрый букет увидеть.

Трейлер:


Метрополис

Метрополис
  • Оценка 6,8 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фантастика, боевик, триллер, драма, мелодрама
  • Страна Япония
  • В главных ролях Юка Имото, Кэи Кобаяси, Коки Окада
  • Режиссёр Ринтаро
  • Длительность 108 мин. / 01:48
  • Студия Sony Pictures Television (Japan)
  • Дата премьеры 26 мая 2001
  • Сценарий Кацухиро Отомо, Фриц Ланг, Осаму Тэдзука

Автор оригинальной манги Осаму Тэдзука «Метрополис» отрицает любую связь с одноименным фильмом Фрица Ланга 1927 года. А вот режиссер Ринтаро явно вдохновлялся шедевром немецкого импрессионизма.

Метрополис – сосредоточение диктатуры и полицейского произвола. Весь город поделен между планетарными корпорациями, ведущими войну за сферы влияния. В этом упадочном мегаполисе классический нуарный детектив разыскивает международного преступника. Он еще немного верит в добро и справедливость. В ходе событий герой сталкивается с девочкой-киборгом, которая нуждается в его защите, ведь роботы в опале.

Нельзя не заметить сходства с классическими киберпанковскими произведениями, поднимающими вопрос «Что значит быть человеком?». Сразу всплывают в памяти и «Искусственный интеллект» Стенли Кубрика, и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, и «Матрица» братьев Вачовски. А в контексте сегрегации роботов «Аниматрица» тех же Вачовски, кажется, отсылается к «Метрополису» Ринтаро.

Трейлер:


Паприка

Паприка
  • Оценка 7,6 / 7,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фантастика, детектив
  • Страна Япония
  • В главных ролях Мэгуми Хаясибара, Тору Фуруя, Коити Ямадэра
  • Режиссёр Сатоси Кон
  • Длительность 90 мин. / 01:30
  • Студия Sony Pictures Entertainment (SPE)
  • Дата премьеры 2 сентября 2006
  • Сценарий Сэиси Минаками, Сатоси Кон, Ясутака Цуцуи

У воображения нет границ, оно всемогуще, и «Паприка» с первых же кадров дает почувствовать силу фантазии. Правила мира снов непознаваемы и не подчиняются человеку. Но технология DC Mini позволяет фиксировать происходящее во снах и проникать в них (что-то похожее ученые разработали в фильме 2020 года «Кошмары»). Молодой врач Ацуко Чиба использует недоработанный прибор для помощи своим пациентам, проникая в их сознание под маской альтер-эго Паприка. Несколько экземпляров DC Mini были украдены неизвестными, что может быть опасно.

«Паприка» – сумбурный мир подсознания, за историей и вовсе сложно уследить, когда сон влияет на реальность, а реальность на сон. Японская анимация идеально подходит для реализации такого яркого концепта. Как водится, стилизация и яркие образы в «Паприке» важнее любого объяснения происходящего на экране. Зрителя, как Алису, заманивают в кроличью нору, где его сознание должно будет слиться с сознанием миллионов людей и создать единый постоянно трансформирующийся мир.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?