Лучшие криминальные фильмы

Фильмы о преступниках и криминальных организациях – благодатная почва для авторов, не хуже комиксов. Тут можно и создать драматический эпос о семье, и слепить адреналиновый боевик, и расписать философский трактат, и рассказать трогательную историю о дружбе и любви, да даже сделать комедию. А исследовать психиатрическую картину и влияние детских травм на жестоких героев можно без остановки.

Темный мир, где все решают понятия и правила, которые диктует «семья», притягателен и для зрителя. Мы подобрали самые любопытные криминальные фильмы.

Бронсон

Страна: Великобритания
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
В ролях: Том Харди, Мэтт Кинг, Джеймс Лэнс и др.
Жанр: криминал, драма, биография
Производство: Vertigo Films
Дата премьеры: 19 января 2009
Кинопоиск: 7,0
IMDb: 7,1

Бронсон

«Всю жизнь я хотел быть знаменитым» – поставленным голосом декламирует то ли герой, то ли его режиссер. Опереточный фигляр в гриме разглагольствует со сцены о своем величии в пустоту зала. Больше шума и неона, маэстро, вас все еще плохо слышно и почти не видно. Разнесите, пожалуйста, чей-нибудь череп в лифте от обиды. Сначала оскорбите чувства зрителей, а потом уже будете про искусство вещать. Помните, плохого пиара не бывает.

История самого нелепого преступника всех времен превращается у Рефна в абстрактную автобиографию. Режиссер откровенно обнажает суть своего подхода к искусству. Раз за разом, как упрямый ребенок повторяет одну и ту же фразу глухим глупым взрослым, Рефн показывает зрителю, кто он есть и почему делает такое кино, какое умеет.

Человек принципов, борец с системой – так видят Чарльза Бронсона почитатели культа. По факту чувак просто не может держать себя в руках, как и Рефн не различает полутонов. Бурлящей в таком сознании энергия может стать деструктивной или выплеснуться в виде произведений искусства. А что делать, если с существующим миром нет у тебя связи? Создавать свои. Недаром прототип героя больше тридцати лет сидит в клетке, как опасный, но почитаемый зверь и намерен продолжать эпатировать обывателя.

Один из самых сюрреалистичных байопиков. С другой стороны, ждать стандартный фильм о самом непонятом на Земле человеке от одного из самых спорных режиссеров современности не стоило.

Ядерная бомба. Настолько непредсказуемый и опасный, что больше тридцати лет сидит в клетке. Никаких травм детства, оскорблений одноклассников, талантливый ученик. Артюр Рэмбо нашего времени.

Трейлер:

Соучастник

Страна: США
Режиссер: Майкл Манн
В ролях: Том Круз, Джейми Фокс, Джада Пинкетт-Смит и др.
Жанр: криминал, триллер
Производство: Paramount Pictures
Дата премьеры: 2 августа 2004
Кинопоиск: 7,5
IMDb: 7,5

Соучастник

Майкл Манн – самый рассудочный режиссер Голливуда. Нолан отдыхает. Манн обычно даже не рассказывает историю, он препарирует ее. О чувственном проживании говорить не приходится. Но в 2004 году выходит самый нетипичный для режиссера фильм, пропитанный романтикой города, где все такое большое, а людей так много, что найти связь хоть с кем-то или чем-то уже не представляется возможным. Нуарная ироничная при этом чисто манновская атмосфера подходит для этого идеально.

Холодная городская симфония, которую «слушают» герои-антиподы, действует на каждого по-своему. Огромный мегаполис проносится перед глазами суперэффективного убийцы-одиночки Винсента, не вызывая ничего, кроме желания покинуть эти джунгли. А вот неудачник-таксист Макс, невольный соучастник жестоких событий, только подпитывается от энергии города, он здесь свой. При объективном неравенстве сил, в самом диалоге двух жизненных позиций происходит её перераспределение. И вот уже Макс в состоянии бросить вызов уверенному в своей правоте Винсенту.

Как ни странно, но оставив все то, что сделало Манна признанным мастером в «Схватке», режиссер открыл для себя совершенно новый свежий живой язык. Оказалось, что говорить он может легко, увлекательно, но все еще на серьезные темы. Почаще бы так.

Трейлер:

Переговорщик

Страна: США
Режиссер: Ф. Гэри Грей
В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Кевин Спейси, Дэвид Морс и др.
Жанр: криминал, триллер, боевик
Производство: Regency Enterprises
Дата премьеры: 29 июля 1998
Кинопоиск: 7,8
IMDb: 7,3

Переговорщик

Фонды помощи, благотворительные организации – отличное место для криминала, нужен только козел отпущения под рукой. Дэнни Роумен – профессиональный переговорщик и член правления фонда помощи нетрудоспособным полицейским. И ему не повезло. Из-за информации о крупном хищении в фонде погибает его друг. Это вешают на Дэнни, а в доме находят бумаги о заграничных банковских счетах. Если точно знаешь, что закон не на твоей стороне, надо стать вне закона. Роумэн берет в заложники сотрудника отдела внутренних расследований Терренса Найабаума.

Когда система подводит, остается взять ситуацию в свои руки. Или взять заложника. Терренс Найабаум – сотрудник отдела внутренних расследований – главный подозреваемый в хищениях. Дэнни требует для себя переговорщика из другого округа, так как каждый коп в его округе под подозрением. Только такой же специалист, как он, сможет понять его игру и помочь.

Больше нет друзей, прошлые заслуги не в счет, а обещания ничего не значат. Напряженный триллер о грязных копах умудряется не слить главного причастного к криминальной схеме до самого конца. Противостояние двух супер-профессионалов оборачивается союзом сильнейших игроков, способных переиграть целую систему, просто болтая о том о сем.

Трейлер:

Собачий полдень

Страна: США
Режиссер: Сидни Люмет
В ролях: Аль Пачино, Джон Казале, Джеймс Бродерик и др.
Жанр: криминал, триллер, драма
Производство: Warner Bros.
Дата премьеры: 19 сентября 1975
Кинопоиск: 7,7
IMDb: 8,0

Собачий полдень

Поверить в реальность криминальных событий, на которых основана картина, довольно трудно. Вооруженное ограбление банка группой незадачливых молодых людей превращается в фарс с самого начала. Во-первых, один из подельников сливается посреди операции и бандиты его с миром отпускают домой. Во-вторых, денег в банке нет, ну кроме меченых банкнот. Наконец, главарю банды (и то и другое можно писать в кавычках) Сонни в банк звонит полиция с логичным вопросом «Ну и что ты, собственно, собирался делать?». Подключившись, пресса делает из убогого ограбления сенсацию, а преступники начинают выдвигать различные требовании и жаловаться на несправедливость системы и личные проблемы.

Никто не говорит о проблемах Сонни, каждый переводит разговор на себя. Все, что слышат собеседники, это дикий ор героя, когда он выплескивает все, что думает на них. «Зачем воровать, если твоя мать простая женщина?» – отличный пример, как окружение не понимает героя. Скандирующая имя Сонни толпа вообще, кажется, не догоняет, чему радуется. Он для них просто шоу, не более реальный, чем персонажи сериалов. И его крик души о кровавом подавлении бунта в тюрьме «Аттика» остается просто броской кричалкой от рок-звезды, не больше.

Ничем хорошим предприятие взвинченного неудачника закончиться не могло. Не ты умираешь, ты убиваешь все вокруг себя, Сонни.

Трейлер:

Кокаин

Страна: США, Мексика
Режиссер: Тед Демме
В ролях: Джонни Депп, Пенелопа Крус, Рэй Лиотта и др.
Жанр: криминал, драма, биография
Производство: New Line Cinema
Дата премьеры: 29 марта 2001
Кинопоиск: 8,0
IMDb: 7,6

Кокаин

История талантливого парня, который мог добиться чего угодно, олицетворяет целое поколение мечтателей. Идея, идея – самый живучий паразит. И вот маленький Джордж Джанг день изо дня слышит, как мать ругает отца за то, что тот приносит мало денег. Джордж любит папу и не понимает мать, которая после каждой ссоры просто уходит. Зато парень понимает, что деньги – это главное и их должно быть как можно больше. И вот это самый мощный кокаин.

Наладить продажу травки в калифорнии для Джорджа даже не задача. А вот стать человеком Пабло Эскобара, взять в жены темпераментную испанку с лицом Пенелопы Крус и жить в роскоши – другое дело. Подсадить весь на кокс весь Голливуд, который сам по себе живая реклама – еще круче. На этом пути не жалко никого и ничего. Герой практически не человек, само стремление. Влекомый засевшей в мозгу идеей бессмысленно жертвует своей жизнью во имя нее.

Схематичность сюжета играет на руку драматизму. Тридцать лет жизни Джорджа сливаются в мутный накокаиненный поток, несущийся к бездне. Герой раз за разом не упускает шанс и ныряет в этот поток. Неизменно возвращается к единственному делу, которое умеет делать. Даже если это ему только кажется.

Трейлер:

Подлинная история банды Келли

Страна: Великобритания, Австралия, Франция
Режиссер: Джастин Курзель
В ролях: Джордж Маккей, Рассел Кроу, Чарли Ханнэм, Николас Холт и др.
Жанр: криминал, биография, драма
Производство: Porchlight Films
Дата премьеры: 11 сентября 2019
Кинопоиск: 5,8
IMDb: 6,0

Подлинная история банды Келли

Британия, панки и гопники неразделимы. Поэтому речь пойдет об Австралии. Семью будущей легенды сослали в страну-перевертыш за криминальные делишки их отца. И теперь всем совсем стало тяжко. Отец изо всех сил пытается содержать семью, а мать подрабатывает проституцией, ублажая британских офицеров.

Режиссер тщательно выписывает окружение белокурого умненького мальчугана, чтобы показать, как же он мог стать новым Робином Гудом. В довершение мамка еще и продает парня бушрейнджеру, который продемонстрирует подлинное уродство мира. Нед Келли ненавидит британцев и после первой отсидки сколачивает банду, чтобы терроризировать колонизаторов, подданных Ее Величества.

Эксцентричный клиповый видеоряд режиссер подкрепляет панковским саундтреком, проводя параллель между легендарным австралийским бунтарем и панк-движением шестидесятых. Подрыв систем, навязывающих свои правила, служит не мотиватором для преступлений банды, а самоцелью. Поэтому преступлений-то особо не увидишь.

Фильм не кричит о протесте, подкрепляя это сценами, собственно, самого протеста. Режиссер высказывается через ярко выписанные характеры персонажей. Анти-эксплуатационный прием для зрителя, жаждущего зрелища, побоищ и крови.

Трейлер:

Город воров

Страна: США
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Джереми Реннер, Ребекка Холл и др.
Жанр: криминал, драма, триллер
Производство: Warner Bros.
Дата премьеры: 8 сентября 2010
Кинопоиск: 7,4
IMDb: 7,5

Город воров

Некоторые считают, что Бен Аффлек актер-дерево, не умеющий играть эмоции. Да и вообще толстый для Бэтмена. Ой, а ведь и правда последние лет пять только и обсуждается, какой из него Бэтмен и вернется ли он к этой роли. Бен даже успел сходить в серьезный запой и вернуться. Немудрено, когда тебя прочат в новые Клинты Иствуды, а на пресс-конференциях, посвященных новой работе, спрашивают про героя с ушками.

Чарльзтаун – криминальный район Бостона. Люди здесь не живут – выживают. Ирландский налетчик в черт знает каком поколении вместе со своей бандой дружков грабит банки и инкассаторские машины. В этот раз природа действительно решила отдохнуть на детях. Герой Аффлека хочет завязать с семейным ремеслом, отдать себя семейной жизни. Но друзья, конечно, не дадут братану упасть, всегда поддержат.

Аффлек выводит на первый план драму, не тщательно продуманные налеты. Весь воровской пафос, с которым герои задвигают речи в духе «не мы такие, жизнь такая» в объективе режиссера выглядит искусственно и насмешливо. Недаром его герой потерял всякий интерес к миру реальных пацанов, когда встретил любовь и получил шанс на жизнь в обществе.

Трейлер:

Наркокурьер

Страна: США
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Клинт Иствуд, Брэдли Купер, Лоренс Фишберн, Майкл Пенья и др.
Жанр: криминал, драма, триллер
Производство: Universal Pictures
Дата премьеры: 10 декабря 2018
Кинопоиск: 7,1
IMDb: 7,0

Наркокурьер

Жестокий капитализм не дает жить и заниматься любимым делом даже на пенсии. Одинокий ветеран-фермер Стоун просто хотел выращивать и продавать лилии, но дело не выгорело. И иссушенному, слабому старику приходится стать наркокурьером.

Не вызывающий подозрений приличный старик на своем основательном, как он сам, пикапе перевозит килограммы кокаина. Папаша – кодовое имя дядьки в картеле – главная цель работников отдела по борьбе с наркотиками, которых играет неожиданно гармоничное трио Брэдли Купера, Майкла Пеньи и Лоренса Фишберна.

Клинт Иствуд искренне гордится тем, что он американец. Так же, как и его герой, он навьючен всем, что на него возложил его статус и предыдущие работы. Безусловно, это личная история, даром, что основана на реальных событиях. Не просто так режиссер впервые за десять лет сам играет главную роль.

Герой Иствуда живет по правилам мира, к которому привык. И меняться не намерен, утверждая жизнеспособность своего подхода к жизни, даже если она устарела.

Трейлер:

Отступники

Страна: США
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг и др.
Жанр: криминал, драма, триллер
Производство: Warner Bros.
Дата премьеры: 26 сентября 2006
Кинопоиск: 8,5
IMDb: 8,5

Отступники

В нулевых признанный мастер Мартин Скорсезе, похоже, решил поэкспериментировать больше обычного и поработать в авангарде мейнстрима. Кто мог ожидать, что Скорсезе снимет ремейк гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка» 2002 года.

Если в «Донни Браско» наблюдать за разложением личности агента под прикрытием было тяжко, то смотреть на парня, которого с детства растят как своего человека в ФБР, просто жутко. Колин Салливан (Мэтт Дэймон) с детства был под покровительство Фрэнка Костелло (Джек Николсон). В один год с Салливаном школу полиции заканчивает Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо), который будет внедрен в банду Костелло.

При этом в самом фильме нет передраматизации. Все герои точно знают, что конец один и он где-то не за горами. Самым ярким выражением этой мысли является герой Николсона. Максимально карикатурный злодей, изъясняющийся афоризмами и псевдо-философскими фразами. Он подчеркнуто неживой. Это не психологический триллер, играющий на нервах зрителя. Молодые внедренцы четко видят свои и цели и знают цену, потому принимают свой провал стоически спокойно. Все умрут.

При этом фильм брызжет энергией. Экшен-сцены и резкий броский монтаж могут сбить с толку и заставить глянуть в IMDb, кто режиссер. Оставив монументальность и нарочитую вылизанность всех аспектов, дав себе свободу, Скорсезе сделал по-настоящему притягательный, хоть и несовершенный фильм.

Трейлер:

Плохой лейтенант

Страна: США
Режиссер: Абель Феррара
В ролях: Харви Кейтель, Брайан МакЭлрой, Фрэнки Аччарито и др.
Жанр: криминал, драма, триллер
Производство: Bad Lt. Productions
Дата премьеры: 14 мая 1992
Кинопоиск: 7,2
IMDb: 7,1

Плохой лейтенант

Оригинал того фильма с Ником Кейджем, где он плохо ходит, с трудом говорит, бодро долбит кокс и любит Еву Мендес. Безусловно, крутое кино, но оригинал Абеля Феррары просто выбивает из зоны комфорта и погружает в экзистенциальный ужас.

Лейтенант, просто лейтенант, без имени. Воплощение порока. Демон, рассекающий по ночным улицам Нью-Йорка в поисках преступных наслаждений. Кажется, что человеческая жизнь для него ничто. Заточить двух ни в чем не повинных девушек и подвергнуть наказанию через лицезрение истинного обличья демона. Выглядит это по меньше мере странно, по большей просто жутко.

Каким-то образом Харви Кейтелю удается придать этому отвратительному существу драматизм. Оказывается, это все-таки человек. Глубоко покалеченный, забывший в адском танце с проститутками, ворами и наркоманами, что он вообще-то полицейский.

«– Почему ты пошел в полицию, Брюс?
– Они всех прессуют, брат.
– Решил вытравить подлецов изнутри?
– Нет, решил поучаствовать.»

Не провести параллель между «Плохим лейтенантом» и детективом сержантом Брюсом Робертсоном из «Грязи» Уэлша просто невозможно. Даже надлом героя показывается через смерть невинного человека и там и там. Есть надежда, что что-то человеческое осталось в этих когда-то хороших копах.

Трейлер:

Схватка

Страна: США
Режиссер: Майкл Манн
В ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Вэл Килмер, и др
Жанр: криминал, триллер, драма
Производство: Warner Bros.
Дата премьеры: 6 декабря 1995
Кинопоиск: 8,0
IMDb: 8,2

Схватка

Фрэнсис Форд Коппола довел гангстерское кино до возможного драматического предела, навсегда закрыв вопрос и для других режиссеров, и для себя самого. Теперь снимать что-то подобное уже не было смысла. Да, Серджо Леоне, гений, смог вывести криминальную драму на философский уровень, но это уже слишком мудрено для зрителя. А вот Майклу Манну удалось основательно переосмыслить жанр, отсечь от него всё лишнее и выявить суть.

Литературоцентричность в кино зачастую воспринимается как ругательство. А вот Манн запросто раскалывает сюжет «Схватки» на несколько, казалось бы, независимых линий. Например, он показывает домашний быт не только главных противников лейтенанта Винсента Ханны (Аль Пачино) и гениального бандита Нила Макколи (Роберт Де Ниро), но и каждого члена банды. Никогда ни до, ни после противостояние полицейского и преступника на экране не было настолько математически точно проработано. Монструозно тяжелое дотошное повествование приводит к истинному катарсису после финального столкновения.

Новаторство Майкла Манна, его рассудочность дали новый виток развития криминальному жанру. Кажется, что окончание второго тысячелетия требовало перелома существующих парадигм, что-то явно витало в воздухе. Недаром примерно в то же время Тарантино дал еще один путь для жанра. Но Тарантино никому никогда не повторить, не понятно, из чего состоит именно эффект «Чтива», оказываемый на зрителя, а «Схватку» вполне можно разложить на составляющие и осознать. Тем не менее, никто так и не приблизился к «Схватке». И это хорошо, лучше изобретать что-то новое.

Трейлер:

Убийца

Страна: США, Мексика, Гонконг
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Эмили Блант, Бенисио дель Торо, Джош Бролин и др.
Жанр: криминал, триллер, боевик
Производство: Black Label Media
Дата премьеры: 19 мая 2015
Кинопоиск: 7,1
IMDb: 7,6

Убийца

«Fight fire with fire» – вопил Джеймс Хэтфилд. Даже не зная языка, можно почувствовать злобно-ироничную безысходность этой фразы. Дени Вильнев в своем криминальном триллере экранизировал, возможно, самое сложное, что можно экранизировать – ощущение.

Термин «Sicario» дословно можно перевести с испанского как «Наемный убийца», но в США это слово понимается интуитивно. Сленг для своих. Возможно, поэтому Вильнев смотрит на грязные методы спецслужб в борьбе с наркокартелями отстраненно, как холодный исследователь. В отличие от героини Эмили Блант, ошибочно считающей, что она в теме, режиссер точно понимает, что он, иностранец, на самом деле чужой в этих жестоких американских играх. Герои сурового Джоша Бролина и впечатляюще потустороннего Бенисио дель Торо просто используют героиню как прикрытие для незаконной операции.

Вильнев дает увидеть изнанку мира, где не работают законы цивилизации, а твои моральные принципы не стоят и гроша. Режиссер позволяет самой реальности растоптать экзальтированную молодую следовательницу морально. Человек теряет ориентиры и, возможно, никогда их больше не найдет. После «Убийцы» хочется принять душ, закрыть глаза и уши от бессилия.

Трейлер:

Тренировочный день

Страна: США
Режиссер: Антуан Фукуа
В ролях: Дензел Вашингтон, Итан Хоук, Скотт Гленн и др.
Жанр: криминал, драма, триллер
Производство: Warner Bros.
Дата премьеры: 2 сентября 2001
Кинопоиск: 7,8
IMDb: 7,7

Тренировочный день

Когда Дэвид Эйр еще не был тем парнем, который залажал «Отряд Самоубийц», любили его за сценарий «Тренировочного дня». Эйр выворачивает жанр бадди-муви наизнанку. Так стандартный конфликт многоопытного специалиста и новичка-идеалиста превращается хитроумную операцию по вербовке.

Алонцо (Дензел Вашингтон) бессистемно катает Джейка (Итан Хоук) по плавящимся на солнце «черным» кварталам Лос-Анджелеса. Лечит новобранца пыльными мудростями, усыпляя внимание. Так Джейк незаметно для себя выдает все свои убеждения и показывает, на что способен. Героя проводят через серию испытаний, демонстрирующих, что из себя представляет работа в отделе по борьбе с наркотиками. Закон – дело десятое, придется хорошенько узнать среду, стать её частью. Договоренности и жесткое наказание за их несоблюдение – необходимость. И правда, «реальность полна разочарований».

Утомленная расслабленность и расфокусированность фильма играет на руку адреналиновой коде, когда герои начинают говорить начистоту. И вроде бы справедливость восторжествовала, но осознание того, что добро многолико, оставляет грязный след в душе.

Трейлер:

Бешеные псы

Страна: США
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Харви Кейтель, Тим Рот, Стив Бушеми, Майкл Мэдсен и др.
Жанр: криминал, триллер, драма
Производство: Miramax Films
Дата премьеры: 21 января 1992
Кинопоиск: 8,1
IMDb: 8,3

Бешеные псы

Сложно объяснить, что же такого сделали «Бешеные псы», но популярный кинематограф изменился навсегда. Тарантино показал широкой публике новый вид экранного насилия, как минимум, показал, что боевик может быть структурно сложным и не перегруженным при этом. Это кино без романтизации криминальных элементов, исключительно реалистичное, но при этом ироничное.

Заливая заднее сиденье кровью, бьется в агонии молодой паренек в костюме. Солидный мужчина за рулем поддерживает бедолагу. Ребята уходят от полиции. Ближайшие часы они проведут в помещении складского типа в компании еще нескольких парней в костюмах, выясняя, что пошло не так в их тщательно спланированном ограблении.

Немудрящий сюжет Тарантино рассказывает, хаотично тасуя куски истории. Нарратив для него не так уж важен. Он мог рассказывать эту историю задом наперед и ничего бы не изменилось. Апофеозом этого подхода станет, конечно, «Криминальное чтиво», в котором сцена смерти Винсента (Джона Траволты) показана не в его арке, после нее он даже возвращается на экран. Но в «Псах» все-таки некая драматургия сцен есть. Тарантино дает проникнуться отношениями раненого и опекающего его. От этого финал смотрится довольно трагичным и вполне классическим, что удивительно для главного постмодерниста в Голливуде.

Трейлер:

Дилер

Страна: Дания
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
В ролях: Мадс Миккельсен, Ким Бодния, Златко Бурич и др.
Жанр: криминал, триллер
Производство: Araba Films
Дата премьеры: 30 августа 1996
Кинопоиск: 7,0
IMDb: 7,4

Дилер

Когда-то автор «Драйва» и «Неонового демона» решил снять своё кино, а не продолжать кинематографическое образование в Датском институте кино. Авантюра в чистом виде. Набрать никому не известных актеров, включая криповатого Мадса Миккельсена, и запилить гиперреалистичный фильм о криминальном мире Копенгагена на ручную камеру. Больше похоже на Ларса фон Триера и приверженцев «Догмы 95», чем на мастера неона и медленной камеры. Вот уж где драйв, так это в «Дилере».

Барыга Франк совершенно не годится для этой работы, потому что ко всему в жизни относится безалаберно. Будучи по уши в долгах, влезает в новые, надеясь на случай и удачу. Местный авторитет и любитель выкручивать коленные чашечки Ласло дает нерадивому дилеру товар, угрожая жестокой расправой в случае неудачи. Конечно, на сделке Франк попадает в засаду и его принимают сотрудники органов. Сбросить товар удается, но что делать с выросшим в разы долгом Франк не знает.

А дальше начинается путешествие в ад. Каждый неверный шаг аукается гопнику, теряющему постепенно пофигистское выражение лица. Рефн отправляет героя по всем кругам. Сначала паника, потом отчаяние и, как итог, гнев. Человек становится чудовищем и теряет все и всех. А почему бы и нет, если в мире Франка друзья, братья, родители, любимые такой же товар, который при необходимости тоже можно толкнуть. Пушер он и есть пушер.

Трейлер:

Лицо со шрамом

Страна: США
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Аль Пачино, Мишель Пфайфер, Стивен Бауэр и др.
Жанр: криминал, драма
Производство: Universal Pictures
Дата премьеры: 1 декабря 1983
Кинопоиск: 8,2
IMDb: 8,3

Лицо со шрамом

Ремейк 1932 года, ради которого Брайан Де Пальма бросил уже начатую работу над фильмом «Танец-вспышка». Так впечатлил режиссера сценарий Оливера Стоуна, который в тот момент боролся с кокаиновой зависимостью.

Не очень умный, не сильно харизматичный, но чрезвычайно наглый Тони Монтана (Аль Пачино) прибыл в США с Кубы, прикрываясь тем, что он политический беженец режима Кастро. Тони видит все слабые места страны, в которую сбежал. Не долго думая, он начинает восхождение к криминальным вершинам. Когда надо, молчит, прислушивается к разговорам, разруливает вопросики. Держит нос по ветру. «Одно слово, деревня». Благодаря нахрапистому поведению и пренебрежению правилами, Монтана быстро становится царем горы. Деньги, уважение коллег, деловые связи и женщина. Всё, что хотел.

В этом и проблема. Тони – ограниченный человек и, получив всё, не знает чего еще теперь хотеть и что делать с имеющимся. «Киса, зачем вам деньги? Ну что вы купите? У вас же никакой фантазии». Криминальный эпос по Де Пальме довольно слащавая нелепая вещь, обрамленная попсовым саундтреком, под стать самому герою. Пустота и серость, одетая в шикарные тряпки, окруженная золотом, не перестает быть посредственной. Безжалостный Де Пальма развенчивает романтический флер вокруг джентельменов удачи.

Трейлер:

Славные парни

Страна: США
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Джо Пеши и др.
Жанр: криминал, драма, биография
Производство: Warner Bros.
Дата премьеры: 9 сентября 1990
Кинопоиск: 8,1
IMDb: 8,7

Славные парни

Генри Хилл (Рэй Лиотта) всегда хотел быть гангстером, не думать о счетах, не ходить на работу. Брать то, что нужно тогда, когда нужно. Американскую мечту, короче, воплотить. Правда, Генри не карьерист. Его устраивали привилегии, которые давало положение в бизнесе, но вот кровь проливать ради больших денег он не особо готов. Это делает Хилла в некотором роде аутсайдером среди своих. Рано или поздно такое несоответствие должно было привести к трагедии.

В пост-крестноотцовскую эпоху, когда мафия была изучена вдоль и поперек, но с точки зрения боссов, оставалось показать этот мир с точки зрения мафиози среднего звена. И роман «Умник» Николаса Пиледжи о жизни реального Генри Хилла подошел для задумки Скорсезе идеально. Интересно, что впервые в гангстерском кино можно увидеть историю глазами еще и жены мафиози. Зубодробительные закадровые монологи придают этому криминальному фильму динамики и сопровождают рутину гангстерской жизни.

Более тщательное и при этом ироничное погружение в мир мафии. С помощью Генри мы узнаем о нравах этого мира и правилах, по которым живут эти люди.

Трейлер:

Капоте

Страна: США, Канада
Режиссер: Беннетт Миллер
В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Кэтрин Кинер, Клифтон Коллинз мл. и др.
Жанр: криминал, драма, биография
Производство: Sony Pictures
Дата премьеры: 2 сентября 2005
Кинопоиск: 7,0
IMDb: 7,3

Капоте

Не биография человека, но биография книги. Трумен Капоте, автор «Завтрак у Тиффани», узнает из газет о жестоком преступлении. Двое парней ворвались в дом семьи Клаттеров и убили четырех человек. Писатель решает написать статью, собственную версию инцидента. Для этого ему предстоит встретиться со свидетелями и участниками.

Писатель вместе с Харпер Ли едет в Канзас, а в это время полиция арестовывает подозреваемых. Трумену дается исключительное право на встречи с заключенными, в ходе которых Капоте не просто узнает детали преступления, но и биографии парней. Постепенно проникается симпатией к одному из преступников Перри Смитту.

Лощенный писатель-эстет исследует темную душу человека, само происхождение которого обеспечило ему криминальную жизнь, и чувствует некое родство. Для Капоте Перри не монстр, а еще одна жертва. Не смотря на нежное отношение к человеку и все предпринятые для его защиты меры, Капоте – писатель, а история Перри – золотая жила. Упускать ее он не намерен.

Может, и правда много общего между человеком искусства и криминальным элементом, который так или иначе возьмет свое.

Трейлер:

Завещание доктора Мабузе

Страна: Германия, Франция
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Томи Бурдель, Густав Диссль др.
Жанр: криминал, ужасы, детектив
Производство: Nero-Film AG
Дата премьеры: 21 апреля 1933
Кинопоиск: 7,6
IMDb: 8,0

Завещание доктора Мабузе

Фриц Ланг, режиссер, из «Метрополиса» которого выросла вся кинофантастика, создал трилогию о самом гениальном криминальном уме в истории докторе Мабузе. И второй фильм просто взорвал мозги всем настолько, что даже был запрещен берлинского цензурой как угроза общественному порядку. После этого Ланг уехал из гитлеровской Германии и больше никогда не снимал на родине.

В первом фильме доктор Мабузе совершал преступления для собственного обогащения, но теперь его злодейства приобрели более глобальный идейный характер. Правда, он давно сошел с ума после проигрыша полиции. И вообще умер, оставив странные записи. В них он называет себя Государством и разрабатывает хитроумные преступные схемы. Ими и пользуется главврач Больницы и по стране прокатывается серия громких преступлений.

Фильм был снят Лангом на закате немецкой республики и выглядел как явное предупреждение народу. Фильм о плененном духе, который пытается наладить связь с реальностью. Сбросить страх и восстать. Каким будет этот дух решать каждому.

Французский связной

Страна: США
Режиссер: Уильям Фридкин
В ролях: Джин Хэкмен, Фернандо Рей, Рой Шайдер и др.
Жанр: криминал, драма, триллер
Производство: 20th Century Fox
Дата премьеры: 7 октября 1971
Кинопоиск: 7,6
IMDb: 7,7

Французский связной

До великой сцены из «Матрица: Перезагрузка» и фильма-погони «Безумный Макс: Дорога ярости» непревзойденной погоней считалась центральная сцена из «Французского связного». Экранизация документального очерка Робина Мура, рассказывающего об изъятии нью-йоркской полицией большой партии героина, прибывшей из Европы. Фильм получил пять премий Оскар и прославил эмигранта из России Уильяма Фридкина, четыре предыдущие картины которого не имели такого успеха.

Джимми Дойл – нью-йоркский детектив, а еще расист, немножко нечист на руку и носит шляпу с полями, как персонаж мультфильма. Да и кличка у него Попай. Но его упрямство и выводит на след банды наркоторговцев, ведущий во Францию.

Картина примечательна аутентичность декораций. Фридкин все снимал на натуре. В кадре настоящие забегаловки для чернокожего населения, грязные вагоны метро, даже задействовал настоящих барменов, проституток, копов. В итоге зритель увидел на экране окружающую его жизнь, а не вылизанный Нью-Йорк, где хорошие полисмены ловят гадких наркоторговцев. Такое позволяло себе только европейское кино, а не голливудские блокбастеры. Режиссер будто провоцировал зрителя шок-контентом, отвлекал от основного действа демонстрацией жертв автокатастроф, беседами полицейских, не относящихся к сюжету. Создавал тревожное чувство обыденными вещами.

Фридкин смог обнажить главное за чисто шпионским сюжетом, что полицейские и преступники очень похожи в своем поведении. Обыватель для них, как ни крути, чужой.

Трейлер:


Какой сериал выбрать?