Лучшие фильмы в жанре стимпанк

В узком смысле стимпанк сюжеты рассказывают о старых технологиях, которые развились и стали главенствующими в будущем. Паровые машины и клепаные жестяные роботы ходят по улицам городов, сохранивших черты девятнадцатого века. Небо же рассекают дирижабли с плазменными экранами, с которых может вещать реклама какой-нибудь приставки виртуальной реальности. В моде сюртуки из чистой шерсти и цилиндры.

Стимпанк зародился как литературный жанр, но получил развитие благодаря комиксам, телесериалам, аниме и играм, то есть гиковским медиумам. В кино же жанр, можно сказать, редкий, массовый зритель не очень любит сюжеты, в которых огромный механический паук, которым управляет безумный ученый в цилиндре, сжигает города на Диком Западе (привет, «Дикий, дикий Вест»). Тем не менее, фильмы на соответствующую тематику появляются регулярно, и среди них есть любопытные экземпляры.

Небесный капитан и мир будущего

Небесный капитан и мир будущего
  • Оценка 6,3 / 6,0 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, триллер, детектив, приключения
  • Страна США, Великобритания, Италия
  • В главных ролях Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Джованни Рибизи, Майкл Гэмбон, Анджелина Джоли, Бай Лин
  • Режиссёр Керри Конран
  • Длительность 102 мин. / 01:42
  • Студия Paramount Pictures
  • Дата премьеры 4 апреля 2004
  • Сценарий Керри Конран

«Небесный капитан» – классический пример стимпанк фильма, провалившегося в прокате, собравшего негативные отзывы, но ставшего культовым произведением.

Немецкий гений Тотенкопф напал на Нью-Йорк. На дворе тридцатые годы двадцатого века, а по улицам вышагивают роботы размером с дом, неся смерть и разрушения. Как можно было не заметить приближение такой армии? Все очень просто – злодей в лучших традициях пришельцев создал портал в небе и наслал роботов, как кару небесную. Благо, у оцепеневшего от ужаса мира есть аж два героя, способных бросить вызов безумному гению – авиатор Салливан (Джуд Лоу) и репортерша Полли (Гвинет Пэлтроу).

Уникальный ретро-стиль с искусственными фонами, похожими на открытки – первое что бросается в глаза. Это же и раздражает большинство зрителей, не совсем понимающих как относиться к зрелищу: как к халтуре отдела спецэффектов или закосу режиссера под мультфильмы, аниме и комиксы. Но с точки зрения аудитории, повидавшей и «300 спартанцев» Зака Снайдера, и «Город грехов» Роберта Родригеса, гораздо проще начать воспринимать историю не просто как бред, а как духоподъемную сказку нового времени о чистом героизме в борьбе с вселенским злом, которую нужно рассказывать именно языком стимпанка.

Трейлер:


Запрещенный прием

Запрещенный прием
  • Оценка 6,5 / 6 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, фэнтези, боевик
  • Страна США, Канада
  • В главных ролях Эмили Браунинг, Эбби Корниш, Джена Мэлоун
  • Режиссёр Зак Снайдер
  • Длительность 110 мин. / 01:50
  • Студия Legendary Pictures
  • Дата премьеры 21 марта 2011
  • Сценарий Зак Снайдер, Стив Шибуя

Раз уж был упомянут Зак Снайдер, было бы странно не рассказать о его, возможно, самом недопонятом фильме, снятом по собственному сценарию режиссера. Да, фильм, конечно, не чистый стимпанк, но Зак вообще любит смешивать стили и жанры, и «Запрещенный прием» идеально отображает его подход.

Куколка (Эмили Браунинг) и ее младшая сестра остались без матери, а их отчим не горит желанием заниматься воспитанием девочек. Вообще он хотел бы от них избавиться, ведь покойная супруга оставила нехилое наследство дочерям. Когда мерзкий мужик в очередной раз поднимает руку на младшую, Куколка случайно убивает сестру в попытке защитить, за что отчим сдает ее в психиатрическую лечебницу, уверяя врачей, что она безумна. Но девушка надолго не задерживается в ужасном месте, где ей грозит лоботомия, она сбегает в мир фантазий. И одной из таких фантазий становится стимпанк-приключение.

«Запрещенный прием» обвиняли в объективации девушек. Ну на поверхности, а фильмы режиссера поверхностными часто и считают, так оно и выглядит. Нетрудно догадаться, что, наряжая своих героинь в костюмы героев аниме и компьютерных игр, режиссер показывает пристрастия зрителей. Полураздетые молодые девушки, творящие крутые штуки настолько, настолько любимы, что даже сами девушки в мечтах видят себя такими. Жестокий диагноз обществу.

Трейлер:



Сонная лощина

Сонная лощина
  • Оценка 7,9 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фэнтези, триллер
  • Страна США, Германия
  • В главных ролях Джонни Депп, Кристина Риччи, Майкл Гэмбон, Кристофер Уокен и др.
  • Режиссёр Тим Бертон
  • Длительность 105 мин.
  • Студия Paramount Pictures
  • Дата премьеры 17 ноября 1999
  • Сценарий Эндрю Кевин Уокер, Вашингтон Ирвинг, Кевин Ягер

В Нью-Йорке конца восемнадцатого века живет и служит констебль Икабод Крейн (Джонни Депп). Молодого человека отправляют в какую-то захолустную Сонную лощину для расследования загадочных убийств. Жители уверяют, что обезглавливает жертв Всадник без головы. Можно было бы сразу посмеяться над недалекими деревенщинами, но головы-то найти не удается. Адепту научного подхода Крейну придется столкнуться со сверхъестественным злом и узнать, что Всадник без головы – не шутка.

«Сонная лощина» – первая по-настоящему взрослая сказка от Тима Бертона. Постановщик смог не просто соединить любимую готику и стимпанк, но и сделать высказывание о скептиках, полагающихся только на науку и технологии. Каждый кадр с главным героем, когда он пользуется той или иной технической приблудой для продвижения расследования, сделан нарочито забавно и игрушечно, а сцены с участием темных сил объемные, яркие и пугающие.

Трейлер:


Хроники хищных городов

Хроники хищных городов
  • Оценка 6,2 / 6,1 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, фэнтези, боевик, триллер, приключения
  • Страна США, Новая Зеландия, Япония
  • В главных ролях Хера Хильмар, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг, Джихе
  • Режиссёр Кристиан Риверс
  • Длительность 128 мин. / 02:08
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 5 декабря 2018
  • Сценарий Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон

В результате Шестидесятиминутной войны человечество чуть не погибло, зато природа уничтожена почти полностью. Теперь остатки людей живут в огромных перемещающихся на гусеницах городах в поисках городков поменьше. Все ради драгоценного топлива, конечно. Лондон, например, вот только что «сожрал» маленький шахтерский городок. Но в Азии противоборствующая партия развивает альтернативную цивилизацию стационарных городов.

Да, в картине есть главные герои и они даже заняты какими-то важными делами, но фильм, спродюсированный Питером Джексоном, явно больше про этот причудливый притягательный мир шестеренок и масляных пятен. Заметно, что «Хроники» – это такая ознакомительная осторожная экскурсия. Взрослые аттракционы Джексон и его бывший монтажер приберегли на будущее, потому и развесили повсюду зацепки для развития. Для поклонников стимпанка этот фильм – находка, он креативный, атмосферный и красивый.

Трейлер:


Город потерянных детей

Город потерянных детей
  • Оценка 7,2 / 7,5 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, фэнтези, драма, приключения
  • Страна Франция, Германия, Испания, Бельгия, США
  • В главных ролях Рон Перлман, Жюдит Витте, Доминик Пинон
  • Режиссёр Марк Каро, Жан-Пьер Жёне
  • Длительность 112 мин. / 01:52
  • Студия Lumière Pictures
  • Дата премьеры 17 мая 1995
  • Сценарий Жиль Адриен, Марк Каро, Жан-Пьер Жёне

Режиссер Жан Пьер-Жёне печально известен фильмом «Чужой: Воскрешение» и шедевральной «Амели». Известно, что постановщик не хотел ставить «Чужого» и беззастенчиво признавался, что сделал это ради опыта работы с большим бюджетом. Ведь по меркам Голливуда стоимость «Города потерянных детей» смехотворна. Но союз неисправимого оптимиста Жёне и Марка Каро, любителя мрачных размышлений о безнадежности будущего, где значение будут иметь только механизмы, создал поразительное стимпанковское постмодернистское произведение. В «Детях» полно отсылок разного уровня и к Гиллиаму, и Кэмерону, и еще бог знает, к чему.

Точно описать, что происходит в вечно темном, но дико красочном городе, сложно. Какие-то люди со странными приблудами на глазах крадут младшего брата местного уличного силача Уана (Рон Перлман), разрывающего на потеху публике цепи. Оказывается, это злой ученый Кранк (Даниэль Эмильфор), живущий в замке-лаборатории на берегу моря, похищает детишек по всему городу, чтобы высасывать их сновидения, ведь сам он снов не видит. Кранк живет вместе с клонами неизвестного человека, женщиной, которую те называют мамой, и мозгом в резервуаре с жидкостью. Этот мозг, аналог компьютера HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001» Кубрика, постоянно троллит горе-ученого. Косноязычный Уан, хоть громила и силач, но найти братишку в одиночку не может, смилостивившаяся над ним девочка-воришка из банды сестер-сиамских близнецов решает помочь здоровяку.

Это только малая часть того, что можно встретить в фильме французов. Буйство фантазии, смелых решений и креативных визуальных ходов может вскружить голову неподготовленного зрителя. Этот фильм будто тесто на расстойке, которое ум не успевает вымешивать и оно разрастается и расползается под руками по всему столу сознания.

Трейлер:



Бразилия

Бразилия
  • Оценка 7,7 / 7,9 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, драма, комедия
  • Страна Великобритания, США
  • В главных ролях Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд
  • Режиссёр Терри Гиллиам
  • Длительность 132 мин. / 02:12
  • Студия Embassy International Pictures
  • Дата премьеры 20 февраля 1985
  • Сценарий Терри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКоуэн

Можно ли отнести «Бразилию» к стимпанку? Вопрос хороший. Несмотря на то, что сам термин весьма молодой и был введен только в конце восьмидесятых годов двадцатого века, у стимпанка есть еще и несколько поджанров: Бойлерпанк, Клокпанк, Дизельпанк, Маннерпанк, Бластерная готика, Стичпанк, Романтизм газовых фонарей. Если сам жанр постоянно пополняется, то произведение Терри Гиллиама вполне может быть причислено к стимпанк-кинематографу, тем более, чего-чего, а пара в картине хоть отбавляй.

Сэм Лоури (Джонатан Прайс), прилежный мелкий чиновник, всегда четко соблюдающий указы начальника (Иэн Холм), вынужден раз за разом проверять счета родственников некоего казненного гражданина Баттла. Никого не волнует, что казнен мужчина по ошибке, система перепутала его с преступником Хэри Таттлом (Роберт Де Ниро), который виновен в проявлении инициативы и починке в домах сограждан труб, которые выходят из стен и занимают чуть ли не половину пространства квартиры. Мать Сэма, неустанно обращающаяся к пластическим хирургам, донимает мужчину разговорами о его бесхребетности и предложениями более достойной по ее мнению должности. Сэм, как подлинный кафкианский герой, спорит с ней до исступления. Не то чтобы он очень любит свою работу, просто мечтает он совсем о другом. В своих снах он видит себя рыцарем, он умеет летать и героически сражается с огромными самураями. Главное, что после победы его неизменно ждет прекрасная дева (Кэтрин Хелмонд). Собственно, встреча с девушкой из снов и побуждает Сэма впрячься в святую войну с тираническим режимом столь идиотскими методами, которые и не снились бумагомаракам из сумасшедших снов Кафки и его героев.

Гиллиам создал очень плотный мир, в котором даже технологии бессильны против канцелярской волокиты, будь они хоть киберпанковскими, хоть стимпанковскими. Гиллиамский вариант «1984» дает почувствовать себя маленькой щепкой в океане, его манера повествования не дает шанса сразу во всем разобраться, отвлекая на мелкие подквесты и яркие картины, от которых оторваться-то сложно, не то что осмыслить и применить к заявленному ранее посылу.

Трейлер:


Железное небо

Железное небо
  • Оценка 5,9 / 5,9 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, комедия, приключения
  • Страна Финляндия, Германия, Австралия, Франция, Норвегия, Бельгия, Дания, Великобритания
  • В главных ролях Юлия Дитце, Кристофер Кирби, Гёц Отто
  • Режиссёр Тимо Вуоренсола
  • Длительность 93 мин. / 01:33
  • Студия New Holland Pictures
  • Дата премьеры 11 февраля 2012
  • Сценарий Ярмо Пускала, Майкл Калеснико, Тимо Вуоренсола

Пылкого финского режиссера Тимо Вуоренсола мало кто знает даже сейчас, когда уже вышло аж две части стимпанк-истории о нацистах, застрявших на Луне. Однако интересно, что деньги на первый фильм были собраны с помощью краудфандинговой кампании, и он оказался самым дорогим в истории Финляндии на 2012 год.

Президент США отправляет шаттл на Луну, но не ради научных изысканий, а чтобы разогнать свою предвыборную кампанию. Кто ж знал, что там на темной стороне не база трансформеров обнаружится, а самый настоящий Четвертый Рейх. Группа нацистов, чьи предки в далеком 1945 году сбежали с Антарктиды, с помощью передовых технологий наладили добычу гелия-3, идеального источника энергии. У американских астронавтов нацисты нашли смартфон, который оказывается гораздо более мощным компьютером, чем та штука, которая занимает целую комнату на их базе. Тогда ученые Рейха решают использовать аппарат для запуска космического крейсера «Гибель богов». Эта штука способна уничтожить целую планету.

Несмотря на серьезный размах событий, Вуоренсола сделал политический памфлет, в котором ловко поподтрунивал над ушлыми политиканами, и ультра радикальными приверженцами любых убеждений. Фильм, безусловно, киноманский – количество отсылок на фильмы Третьего Рейха, Кубрика, военные картины и даже на Тарантино зашкаливает. Больше приколов режиссера интересует только стимпанк техника нацистов, искренне верящих в то, что фильм Чаплина «Великий диктатор» восхваляет Гитлера.

Трейлер:



Тайна острова Бэк-Кап

Тайна острова Бэк-Кап
  • Оценка 7,2 / 7,5 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр мультфильм, фантастика, фэнтези, приключения
  • Страна Чехословакия
  • В главных ролях Лубор Токош, Арношт Навратил, Мирослав Голуб
  • Режиссёр Карел Земан
  • Длительность 84 мин. / 01:24
  • Студия Filmové Studio Gottwaldov
  • Дата премьеры 27 июня 1958
  • Сценарий Франтишек Грубин, Милан Ваха, Карел Земан

Карел Земан, большой поклонник Жюля Верна, главного адепта и отца стимпанка, снял аж три фильма по произведениям писателя. Самым необычным и в его творчестве и вообще для кинофантастики является экранизация романа «Флаг родины» «Тайна острова Бэк-Кап». Фильм был номинирован на премию «Хьюго» в 1962 году за лучшую постановку.

Конечно, это не драйвовый приключенческий боевик, хоть главными героями и является группа пиратов, желающих получить эликсир, способный уничтожить целый мир. Это и не шпионский триллер, как какой-нибудь «Гиперболоид инженера Гарина». Это такой фильм-размышление, фильм-спор, неспешный и созерцательный. А вот посмотреть тут есть на что, в картине сплелись атмосфера черно-белого кино и уникальная мультипликация, позволяющая показывать фантастические картины. Здесь время не имеет никакого значения, поэтому на режиссер позволяет себе бесконечно затягивать эпичные кадры с хитроумной техникой и библейскими чудовищами, будто это иконы или фрески.

Трейлер:


Ван Хельсинг

Ван Хельсинг
  • Оценка 7,6 / 6,1 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фэнтези, боевик, приключения
  • Страна США, Чехия, Румыния
  • В главных ролях Хью Джекман, Кейт Бекинсейл, Ричард Роксбург
  • Режиссёр Стивен Соммерс
  • Длительность 131 мин. / 02:11
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 3 мая 2004
  • Сценарий Стивен Соммерс

Абрахам Ван Хельсинг, доктор, философ, оккультист и известный охотник на вампиров, был придуман Брэмом Стокером. В культовом романе «Дракула» героя вызвали определить, что за странная хворь напала на молодую девушку Люси. Он и заметил, что героиню укусил вампир, и он же рассказал всем про графа Дракулу. В экранизации книги от Фрэнсиса Форда Копполы персонажа сыграл Энтони Хопкинс.

Но Стивен Соммерс, автор переосмысления знаменитой «Мумии» конца девяностых, вдохновился «Лигой выдающихся джентльменов» и сделал Ван Хельсинга работником специального отдела Ватикана. Среди дел героя в эффектном плаще и крутой шляпе: охота на доктора Джекила и его альтер-эго мистера Хайда, убийство румынского графа Дракулы и помощь дому Валерианов, чей древний предок дал клятву перед богом извести вампирскую нечисть. После инструктажа и обновления арсенала от ватиканского Кью герой отправляется в Трансильванию, где немедленно вступает в бой с невестами Дракулы и успешно убивает одну, расстреляв ее из крутого стимпанк-арбалета.

Но Соммерсу этого мало, он вводит в сюжет с вампирами, проклятиями и мутантами подсюжет о монстре Франкенштейна. И это по-хорошему дико и весело. Суровый тон картины неожиданно гармонично сочетается с карикатурными персонажами. Звезда фильма – конечно, Дракула в исполнении Ричарда Роксбурга. Он элегантен, ироничен, циничен и смешон. Его возглас «Маришка» стал мемом.

Да, в год выхода народ не очень оценил смелые находки фильма, впрочем экранизация комикса Алана Мура вообще была разгромлена, но с годами «Ван Хельсинг» обрел своих поклонников. Из всех непрекращающихся попыток Universal перезапустить свою вселенную монстров фильм Соммерса можно назвать самой любопытной.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?