Лучшие фильмы со смыслом

Трудно представить, что кино без мысли вообще бывает. Ведь смысл любого произведения искусства рождается в голове зрителя. Хотя многие Youtube-блогеры бы поспорили. Но есть фильмы настолько мудреные, что действительно становится трудно понять, о чем это все. Классический пример такой картины – «Прометей» Ридли Скотта, настолько перегруженный символами и попытками автора высказаться на сложную тему блокбастерным языком, что стал синонимом глупости.

А мы попробуем порыться в мировом кинематографе и посмотреть на одни из самых глубоких фильмов в истории.

Бегущий по лезвию

Бегущий по лезвию
  • Оценка 7,7 / 8,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, триллер, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг
  • Режиссёр Ридли Скотт
  • Длительность 117 мин.
  • Студия Warner Bros.
  • Дата премьеры 25 июня 1982
  • Сценарий Хэмптон Фанчер, Дэвид Уэбб Пиплз, Филип К. Дик

«Ридли, фильм выглядит потрясающе, но, черт возьми, о чем он?» – спросил монтажер фильма после съемок. Даже человек, смонтировавший самую первую и, надо думать, самую понятную версию картины, не смог разгадать месседж британского сумасброда. Но после студийной перекройки полотна, фильм превратился в лоскутное одеяло, за всеми самостоятельно живущими кусками которого зритель вообще уследить не мог. Тем более, что реклама обещала бодрый футуристический боевик.

Сюжет одного из самых сложных фильмов в истории прост. 2019 год, несколько репликантов (то ли андроидов, то ли искусственно выращенных людей) последней модели сбежали на Землю с инопланетной колонии. Командир боевого отряда Рой Бэтти (Рутгер Хауэр), его возлюбленная Прис (Дэрил Ханна), солдат Леон (Брайон Джеймс), проститутка Зора (Джоанна Кэссиди). На поимку беглецов бросают отставного сотрудника полиции, охотника на репликантов, «бегущего по лезвию» Рика Декарта (Харрисон Форд), мечтающего напиваться каждый вечер, а перед этим кушать лапшу под дождем.

Из 2021 года, проследив путь сэра Ридли, можно догадаться, что уже тогда режиссера занимал вопрос божественности человека, способного создавать вещи, меняющие мир. Тем самым легко заметить параллели между приквелами «Чужого» и вселенной «Бегущего». Творения человеческого ума безгранично лучше самого человека, они не болеют, они сильнее и перспективнее как вид. Поэтому для создателя отдельное удовольствие – держать под контролем всесильных существ, свои творения.

Трейлер:


Автокатастрофа

Автокатастрофа
  • Оценка 6,5 / 6,4 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр драма, триллер
  • Страна Канада, Великобритания
  • В главных ролях Джеймс Спэйдер, Холли Хантер, Элиас Котеас
  • Режиссёр Дэвид Кроненберг
  • Длительность 100 мин. / 01:40
  • Студия Téléfilm Canada
  • Дата премьеры 17 мая 1996
  • Сценарий Дэвид Кроненберг, Дж. Г. Баллард

«Автокатастрофы» – возможно, самый отталкивающий фильм мастера бодихоррора. Сама идея, что есть люди, у которых жизнь настолько лишена эмоций и страсти, что им приходится калечить себя в автокатастрофах, чтобы разжечь внутри огонь, выглядит дико. Это целый мир «американских психопатов», по-кроненберговски долбанутый, даже удивительно, что «Автокатастрофы» – экранизация романа Джеймса Балларда. Даже обложка книги в духе «Видеодрома», кажется.

Собственно, успешный кинопродюсер Джеймс Баллард (ага!) охладел к своей жене Кэтрин настолько, что его уже даже не будоражат измены. Впрочем, супруга тоже не горит от страсти к супругу, а показания счётчика ее измен могут поспорить с джеймсовским. Однако попав однажды в аварию и получив тяжёлую травму ноги, продюсер замечает обнаженную грудь пассажирки второго авто. И с тех пор покореженный металл и тело сплелись для него в единую сексуальную картину. Оказалось, что Джеймс в этом не одинок, и вскоре он попадает в общество поклонников автокатастроф, воспроизводящих аварии, в которых погибли или травмировались известные личности.

«С широко закрытыми глазами» по-кроненберговски – это неспешное, туманное и предельно странное кино. Эти люди давно выпали из реальности, и для них мир вокруг – не более чем поле для экспериментов. Понятно, что сочувствовать таким людям никто и не призывает, просто интересно поразмышлять над тем, в какие человеческие изъяны тычет режиссер своей гипертрофированной притчей о сексе и металле. Не зря же он так дотошно разглядывает это страшное и весьма нелепое копошение якобы сильных людишек.

Трейлер:


Видеодром

Видеодром
  • Оценка 7,0 / 7,2 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фантастика, триллер
  • Страна Канада, США
  • В главных ролях Джеймс Вудс, Соня Смитс, Дебби Харри
  • Режиссёр Дэвид Кроненберг
  • Длительность 84 мин. / 01:24
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 4 февраля 1983
  • Сценарий Дэвид Кроненберг

Первой заметной и по-настоящему странной работой мастера спрятанных в складках новой плоти смыслов стал «Видеодром». Фильм настолько открыт для интерпретаций, что даже сам автор не был уверен, как он закончит фильм. Сначала предполагалась большая оргия срастающихся друг с другом тел, и режиссер даже получил согласие актеров. Но мало того, что сцена была дороговатой и сложноватой в исполнении, так она еще и не подчеркивала мысль автора. Однако и первый итоговый результат зритель не понял, на тестовых показах постоянно звучало слово «странный».

Сейчас «Видеодром» актуален как никогда, ведь мы находимся в постоянном поиске отборного контента, и требования растут с каждым часом. Ведь новый сезон еще вчера обожаемого сериала кажется уже пресным и вялым. Но в погоне за самым ярким, громким и сладким велик шанс вовсе лишиться вкуса, и в этом фильм схож с вышеописанной «Автокатастрофой».

«Видеодром» – ловушка для таких «искушенных» потребителей контента, как человеческого материала для вербовки адептов «Новой плоти». Правда, цель остается неясной. Это как борьба с наркотиками с помощью наркотиков. Картина предлагает решить, ты определяешь что потреблять или тебе говорят что потреблять.

Трейлер:



Прочь

Прочь
  • Оценка 7,1 / 7,7 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, детектив
  • Страна США, Япония
  • В главных ролях Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер
  • Режиссёр Джордан Пил
  • Длительность 104 мин. / 01:44
  • Студия QC Entertainment
  • Дата премьеры 23 января 2017
  • Сценарий Джордан Пил

Джордана Пила без преувеличения можно назвать самым идейным автором современных хорроров. Он всегда закладывает глубокую социальную мысль в свои картины. В частности, вопрос угнетения черного населения – излюбленная тема на самом деле совсем зелёного постановщика.

Роуз везет своего парня Криса на поверку к родителям. Проблема в том, что она белая, а парень черный, что может не понравиться родителям девушки. Прогрессивные умные люди, голосующие за Обаму, принимают парня очень радушно. Постепенно начинают прибывать другие родственники и ведут себя они, мягко говоря, странно. Делают странные намеки, задают неудобные вопросы. Тут тебе и речи о ненавистных оленях и черной плесени, а также о преимуществах черных спортсменов-бегунов во времена Гитлера.

Фильм содержит не только тонны по-настоящему страшных моментов, но и литры иронии. Фильм говорит о превосходстве черной расы как о феномене, выдуманном самими белыми для белых.

Трейлер:


Рождение

Рождение
  • Оценка 6,5 / 6,2 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фэнтези, триллер, драма, детектив
  • Страна Великобритания, Франция, Германия, США
  • В главных ролях Николь Кидман, Камерон Брайт, Дэнни Хьюстон
  • Режиссёр Джонатан Глейзер
  • Длительность 100 мин. / 01:40
  • Студия New Line Cinema
  • Дата премьеры 8 сентября 2004
  • Сценарий Жан-Клод Каррьер, Мило Аддика, Джонатан Глейзер

Автор самой смелой экранизации истории о пришельцах, а точнее книги Мишеля Фейбера «Побудь в моей шкуре», Джонатан Глейзер на заре своей странной карьеры снял фильм, смысл которого утекает, как песок меж пальцев.

Уже десять лет как муж Анны (Николь Кидман) мертв, и только-только она почувствовала силы жить дальше, как он возвращается. Правда, в странной форме. Некий десятилетний мальчик заявился на семейный праздник и сказал, что он муж Анны Шон, и ей не надо выходить замуж за другого. Мол, душа Шона вселилась в мальца. Было бы смешно, но он знает такие подробности прошлой жизни Анны, которых случайный человек знать не может.

Творящийся сюр описать трудно, и остается только в непонимании разводить руками, наблюдая за тем, как несчастная женщина разрушает жизнь ради призрака надежды на настоящие чувства. При этом почти до самого конца не раскрываются обстоятельства.

Трейлер:


Детонатор

Детонатор
  • Оценка 6 / 6,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, триллер, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Шейн Каррут, Дэвид Салливан, Кэйси Гуден
  • Режиссёр Шейн Каррут
  • Длительность 77 мин. / 01:17
  • Студия Studio Canal
  • Дата премьеры 16 января 2004
  • Сценарий Шейн Каррут

Многостаночник Шейн Каррут в своем первом полнометражном фильме выступил в качестве сценариста, режиссера, осветителя, исполнителя главной роли и главного мастермайнда. Год ушел на сценарий, изучение физических законов, чтение научных работ и проработку логики своего произведения. Неудивительно, что в интернете можно найти десятки схем, объясняющих фильм, и толкований смысла «Детонатора».

Два инженера Эйб и Аарон у себя в гараже разрабатывают прибор для уменьшения массы тела, но получается у них машина времени. Прибор показывал нереалистичные показатели мощности, а часы внутри ящика насчитали в 1300 раз больше времени, чем прошло снаружи. Разгадав, наконец, что же они создали, физики используют свое изобретение, чтобы успешно играть на бирже. Главное, не встречаться с двойниками из прошлого, которые остаются в камере. Вместе с двойниками, парни множат и неподконтрольные им временные линии. Паранойя и подозрения рушат дружбу когда-то стремящихся к созиданию людей.

Из-за бюджетных ограничений (фильм стоил семь тысяч долларов) все сцены фильма были тщательно отрепетированы и сняты с первого дубля. Это придает своеобразной энергии камерному фильму, действие которого происходит, в основном, в стенах склада, так еще и ограниченному форматом шестнадцатимиллиметровой пленки. Зритель будто зажат в этой самой тесной камере для перемещения во времени, где время уже теряет значение.

Трейлер:


Фонтан

Фонтан
  • Оценка 7,5 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, драма
  • Страна Канада, США
  • В главных ролях Хью Джекман, Рэйчел Вайс, Марк Марголис, Эллен Берстин
  • Режиссёр Даррен Аронофски
  • Длительность 97 мин. / 01:37
  • Студия Warner Bros.
  • Дата премьеры 4 сентября 2006
  • Сценарий Даррен Аронофски, Эри Хэндел

Даррен Аронофски известен своими глубокомысленными фильмами о мироздании, любви, творцах и свободе выбора. После успеха «Реквиема по мечте» Аронофски разрешили делать все, что душа пожелает. Получив солидный бюджет и одну из самых горячих звезд десятилетия Хью Джекмана, режиссер затеял съемки масштабного философского трактата, который вообще никто не понял.

У жены известного ученого Тома (Хью Джекмана) Иззи (Рэйчел Вайс) опухоль головного мозга. Поэтому он ищет способ спасти любимую, и его работа странным образом перекликается с текстом романа, который пишет его супруга. Герой книги, как и Том, отчаянно ищет некое древо, которое может излечить любую болезнь.

Аронофски отправил героя Джекмана в путешествие столь же чарующее, сколь и непонятное. Безусловно, Том – настоящий творец, который понимает бессмысленность своего творения в конце пути. Кажется, что Аронофски размышляет прежде всего о себе. Как большой творец он отчаянно боится мысли, что все, им сделанное – бессмысленно. После «Мамы» эта идея кажется неоспоримой.

Трейлер:



Примесь

Примесь
  • Оценка 6,4 / 6,7 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр драма
  • Страна США
  • В главных ролях Эми Саймец, Шейн Каррут, Эндрю Сенсениг
  • Режиссёр Шейн Каррут
  • Длительность 96 мин. / 01:36
  • Студия ERBP
  • Дата премьеры 21 января 2013
  • Сценарий Шейн Каррут

Смысл романтического фильма Шейна Каррута «Примесь» ускользает от зрителя едва ли не быстрее, чем во время просмотра «Детонатора».

На офисную сотрудницу Крис (Эми Саймец) однажды напал странный наркодилер, выращивавший у себя дома в горшочках особые голубые орхидеи. Он вырубает девушку электрошокером и через кислородную маску запускает червя, которого выкопал из земли в горшках. Крис полностью теряет волю, тогда злодей заставляет ее зарегистрировать на него все имущество и писать на бумажках цитаты из какого-то романа. Добившись всех целей, наркодилер выводит Крис из состояния гипноза и валит.

После чего некий свиновод, записывающий на своей ферме звуки природы, с помощью инфразвука заманивает Крис, а точнее червя внутри нее. Фермер делает переливание крови Крис одной из свиней. После всего произошедшего девушка ничего толком не помнит и с удивлением обнаруживает, что у нее нет денег на счету, а с работы она уволена за прогулы. Так ничего не поняв и не вспомнив, она пытается жить, как раньше, пока не встречает Джеффа (Шейн Каррут), мужчину, с которым у нее образовывается странная связь.

Ядерная смесь фантастики, детектива, романтической истории и медитативного артхауса заставляет шестеренки в голове шевелиться с невероятной скоростью, не хуже фильмов Линча. Как удается Карруту собирать свои фильмы из самых несочетающихся на первый взгляд кирпичиков остается загадкой, как и подлинный смысл его историй.

Трейлер:


Догвилль

Догвилль
  • Оценка 7,9 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма, детектив
  • Страна Дания, Нидерланды, Швеция
  • В главных ролях Николь Кидман, Пол Беттани, Хлоя Севиньи, Стеллан Скарсгард, Харриет Андерссон и др.
  • Режиссёр Ларс Фон Триер
  • Длительность 178 мин.
  • Студия Lionsgate
  • Дата премьеры 26 июня 2003
  • Сценарий Ларс фон Триер

Кино со смыслом и Фон Триер – все равно что сыр и масло: братья родные. Саркастическая манера высказывания главного провокатора кинематографа всегда скрывает под собой слои и слои мыслей, намеков и подтекстов. Тем интереснее, пожалуй, самый честный и не заигрывающий с публикой фильм об отношении этого автора к человечеству – «Догвилль».

Молодая американка (фильм мог стать частью трилогии «Америка», но вышло всего два фильма из предполагаемой серии… ирония по-триеровски) Грейс прибывает в горный городок Догвилль, убегая от своего отца-гангстера. Повздорили они о гуманности справедливости. Местный писатель и мыслитель Том укрывает девушку в шахте от адских гангстеров. Жители города приняли девушку, а она в ответ взялась делать любую порученную ей работу. Конечно, все кончится плохо для человека в собачьем городе.

В этом фильме искусственно все, кроме заложенного посыла. Актеры играют преувеличенно драматично, что на фоне показываемых зверств начинает выглядеть комично. В какой-то момент даже становится немножко неловко. Вот в конце будет не до смеха, а происходящее заставит надолго задуматься над своими эмоциями и отношением.

Трейлер:


Враг

Враг
  • Оценка 6,6 / 6,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, детектив
  • Страна Канада, Испания
  • В главных ролях Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Сара Гадон
  • Режиссёр Дени Вильнёв
  • Длительность 88 мин. / 01:28
  • Студия Pathé International
  • Дата премьеры 8 сентября 2013
  • Сценарий Хавьер Гульон, Жозе Сарамаго

Думать над тем, о чем вышла экранизация романа Жозе Сарамаго можно до бесконечности. В отличие от других своих фильмов, где режиссер любит все объяснять и много раз тыкать зрителя носом в символы, здесь Вильнев работает с иносказательностью.

Адам, довольно скучный преподаватель скучного университета, живёт свою скучную жизнь и не любит отдыхать. Как-то он решает последовать совету и просто посмотреть кинчик вечерочком. И на десятом плане замечает парня, как две капли воды похожего на него. Это оказывается интереснее фильма, и преподаватель пускается на поиски двойника. Оказывается, что искомый актер Дэниел – полный кретин, зато живет легко и весело. Тогда Адам решает ни много ни мало присвоить его жизнь и даже находит поддержку с неожиданной стороны.

Да, во «Враге» много игры с символизмом, что больше присуще начинающим постановщикам, но Вильнев атакует им точечно. Только что все было нормально, зритель наблюдал за странноватой нуарной реальностью, вдруг по городу уже вальяжно вышагивает исполинский паук, потом паук поменьше появляется в спальне. Без объяснений. Это завораживает, пугает и заставляет мозги подкипать.

Трейлер:



Адаптация

Адаптация
  • Оценка 7,0 / 7,7 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр драма, комедия
  • Страна США
  • В главных ролях Николас Кейдж, Мэрил Стрип, Крис Купер
  • Режиссёр Спайк Джонс
  • Длительность 115 мин. / 01:55
  • Студия Propaganda Films
  • Дата премьеры 3 декабря 2002
  • Сценарий Чарли Кауфман, Сьюзэн Орлеан

Чарли Кауфман – большой мастак проводить экскурсии по своему сознанию, бесконечно запутанному и непонятному даже для самого автора. В какой-то момент он, кажется, даже сам устал от себя и снял саморазоблачительный фильм «Думаю, как все закончить», смысл которого ускользает чем дальше, тем сильнее. Те же «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» были гораздо более зрительскими картинами. Работа над адаптацией романа «Вор орхидей» Сьюзан Орлеан началась аж 1994 году. Кауфман не справился со сценарием и впал в очередной творческий кризис. Зато автор написал о том, в чем шарит – о себе, а точнее о том, как он мучился во время работы.

В «Адаптации» он делает главным героем себя и брата-близнеца Дональда, которому и посвятил фильм, даром что выдумал его. Днями и ночами несчастный сценарист сидит над печатной машинкой, а брательник доводит его до исступления. Тогда бедный писатель уже перестает отличать реальность от вымысла. Поэтому в отчаянии просто приводит свою историю к киношному бессмысленному клише.

Точно сказать, о чем этот фильм, сложно. И ломать голову над этим – отдельный сорт удовольствия, помимо того, что кино просто веселит и увлекает. Ну и Ник Кейдж, камон.

Трейлер:


Патруль времени

Патруль времени
  • Оценка 6,9 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, драма
  • Страна США, Австралия
  • В главных ролях Итан Хоук, Сара Снук, Ноа Тейлор
  • Режиссёр Майкл Спириг, Питер Спириг
  • Длительность 98 мин.
  • Студия Screen Australia
  • Дата премьеры 13 января 2014
  • Сценарий Майкл Спириг, Питер Спириг, Роберт А. Хайнлайн

Организация из будущего отправляет своего лучшего агента (Итан Хоук) в прошлое для поимки известного подрывника. Снова. Дело в том, что это единственное дело, которое агент стабильно проваливает. Увы, это его последний шанс, так как машиной времени нельзя пользоваться бесконечно. Путешествия влияют на мозг и постепенно сводят с ума. Агенту необходимо завербовать в организацию человека со странной судьбой.

Джон (Сара Хунк) родился гермафродитом в 1945 году. Правда, никто об этом не сообщил человеку. Взрослая Джейн встречалась с мужчиной, и он ее бросил, когда она была беременна. Во время родов врачам приходится удалить женские внутренние органы. Загадочным образом новорожденного ребенка похищают из больницы. Тогда-то Джейн становится Джоном и начинает писать статьи от имени матери-одиночки.

Братьям Спириг удалось создать историю о времени и об отношении людей с ним и с собой, запутанную и загадочную. Разгадку смысла фильм режиссеры оставляют на зрителя, само собой.

Трейлер:


Внутренняя империя

Внутренняя империя
  • Оценка 6,8 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фантастика, триллер
  • Страна Франция, Польша, США
  • В главных ролях Лора Дерн, Джастин Теру, Джереми Айронс
  • Режиссёр Дэвид Линч
  • Длительность 180 мин. / 03:00
  • Студия Studio Canal
  • Дата премьеры 11 марта 2005
  • Сценарий Дэвид Линч

Трехчасовой опус Дэвида Линча оказался крепким орешком даже для хардкорных фанатов режиссера. В фильме можно найти столько смыслов, что голова идет кругом. Впрочем, повествование само по себе напоминает путанный сон.

В районе Лос-Анджелеса «Внутренняя империя» какая-то девушка плачет и смотрит сериал «Кролики». Однако на экране только белый шум, помехи которого вроде складываются в историю об антропоморфных кроликах, в ужасе чего-то ожидающих в комнате из ситкомов. В это же время актриса Ники Грэйс готовится к пробам в новый фильм. За день до этого к ней заглядывает таинственная старушка, которая сообщает, что Ники роль получит. Более того, бабушка говорит, что они соседки, хотя Ники ее никогда не видела раньше. Но новоиспеченная соседка оказывается права. Что происходит в фильме после того, как актриса получает-таки роль, объяснить довольно трудно.

Сюжетные и временные линии то переплетаются, то расходятся так далеко, что уже не можешь точно сказать, что в соседних сценах ты видел одних и тех же героев. Тем не менее, фильм складывается пусть в мутную и слишком большую, но единую картину на интуитивном уровне.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?