Лучшие фильмы про Рим

Вечный город пережил столько потрясений, сколько не видел, возможно, ни один другой за все времена. Можно вообще ничего не придумывать, а просто бесконечно экранизировать учебники истории. Но не только великим прошлым славен Рим. В этом городе не перестают находить вдохновение художники уже много сотен лет.

Камо грядеши?

Камо грядеши?
  • Оценка 7,4 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, мелодрама, биография, история
  • Страна США
  • В главных ролях Роберт Тейлор, Дебора Керр, Лео Генн
  • Режиссёр Мервин Лерой, Энтони Манн
  • Длительность 171 мин. / 02:51
  • Студия Metro-Goldwyn-Mayer
  • Дата премьеры 8 ноября 1951
  • Сценарий Джон Ли Мэхин, С.Н. Берман, Соня Левин

Один из самых вздорных императоров Рима Нерон создал эталонный образ эксцентричного правителя. Отдельной экранизации могли быть удостоены истории о постановках императора, только рейтинг у проектов был бы взрослый. Но роман Генрика Сенкевича прежде всего должен был красочно показать Римскую империю шестидесятых годов первого века нашей эры, для этого автор плотно работал с историческими источниками. Продюсер Сэм Цимбалист, правда, сделал больший упор на зрелищность и приключенческую составляющую истории.

Патриций Марк Виниций возвращается в Рим с войны как раз в разгар очередного обострения у императора Нерона. Город в огне, Нерон обвиняет в этом христиан, чтобы прикрыть свои странные увлечения. Народ в такой ярости, что по всему городу начинаются нападения на представителей новой религии и аресты. Апостол Петр даже вынужден бежать, за что и получает нагоняй от своего учителя.

На фоне религиозной войны, разожженной властвующим самодуром, разворачивается трагедия вернувшегося с войны патриция. Марк пытается в хаосе спасти возлюбленную девушку – христианку. Вдобавок ко всему жена Нерона положила глаз на патриция, а он к ней холоден. Без последствий для него это не останется.

Трейлер:


Бен-Гур

Бен-Гур
  • Оценка 8,1 / 8,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, история, приключения
  • Страна США
  • В главных ролях Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит, Стивен Бойд
  • Режиссёр Уильям Уайлер
  • Длительность 212 мин. / 03:32
  • Студия Metro-Goldwyn-Mayer
  • Дата премьеры 18 ноября 1959
  • Сценарий Лью Уоллес, Карл Танберг, Гор Видал

К двадцать шестому году нашей эры границы Римской империи продолжали расширяться. Кроме других территорий уже завоевана Иудея – центр инакомыслия, в котором по слухам родился Сын Божий. Свежеиспеченный римский трибун Мессала (Стивен Бойд) возвращается на родину, где встречает друга детства. Иуда Бен-Гур стал богатым уважаемым человеком в Иудее. Мессала решает воспользоваться положением друга и попросить помощи в поимке противников империи. Как ни странно, но Иуда отказывается, за что его ссылают на галеры. Семью политического преступника арестовали. В пути к месту изгнания Бен-Гур встречает Иисуса Христа. Встреча с ужасающего вида человеком, который из последних сил пытается помочь бедолаге, поражает Иуду и навсегда меняет его, кажется, даже незаметно для самого героя.

На будущего одиннадцатикратного лауреата премии «Оскар» MGM возлагала большие надежды. Студия Metro-Goldwyn-Mayer находилась на грани банкротства. Продюсер Сэм Цимбалист был назначен куратором самого масштабного фильма своего времени. Логика была простая: раз масштабный пеплум «Камо Грядеши» собрал все деньги на свете, то надо дать зрителям аттракцион еще больший. И у создателей получилось – результат впечатляет до сих пор. Многие люди признавались, что ходили на повторные показы длиннющего фильма ради гонки на колесницах. Главный герой принимал участие в местной забаве ради того, чтобы добраться до своего обидчика.

Собственно, историю Христа, вынесенную в подзаголовок картины, фильм затрагивает поверхностно. В центре внимания Бен-Гур, обычный человек, которому приходится сделать выбор: сначала между спокойной обеспеченной жизнью и собственными убеждениями, а потом между местью империи и преданностью конкретным людям. Не всегда герою удается быть несгибаемым и правильным. Даже встреча с главным идеологом терпимости и человеколюбия не меняет Бен-Гура, как по мановению волшебной палочки.

Трейлер:



Римские каникулы

Римские каникулы
  • Оценка 8,3 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр мелодрама, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Грегори Пек, Одри Хепберн, Эдди Альберт
  • Режиссёр Уильям Уайлер
  • Длительность 118 мин. / 01:58
  • Студия Paramount Pictures
  • Дата премьеры 20 августа 1953
  • Сценарий Далтон Трамбо, Йен МакЛеллан Хантер, Джон Дайтон

Примечательно, что «Римские каникулы» сняты по сценарию Далтона Трамбо, одного из десяти кинематографистов, занесенных в черный список Голливуда. Режиссеры и сценаристы были обвинены в сотрудничестве с коммунистической партией. В 1950 году Трамбо провел одиннадцать месяцев в федеральной тюрьме. После освобождения сценарист вместе с семьей жил в Мексике и много лет писал под псевдонимом. Имя настоящего автора стало широко известно только в 1993 году, тогда же премия «Оскар» нашла своего законного обладателя.

Принцесса Анна (Одри Хепберн) устраивает себе внезапный трип по достопримечательностям. Просто девушка не захотела тратить теплые деньки в Риме на скучные официальные встречи с высокопоставленными лицами Италии. Все бы ничего, но доктор Анны сделал ей укол снотворного, чтобы принцесса могла отдохнуть перед следующим рабочим днем. Во время побега девушка выключается прямо на парапете, где ее и находит скандальный журналист Джо Брэдли (Грегори Пек). Он сразу понял, кто попал в его руки, но не подал вида. Не упускать же потенциально скандальную статью.

Романтическая история прожженного авантюриста и смелой, но наивной идеалистки по всем канонам должна была закончиться хэппи-эндом со свадьбой и салютом. Но почему бы не порадоваться одному чудесному дню без размышлений о том, к чему все может привести?

Трейлер:


Спартак

Спартак
  • Оценка 7,9 / 7,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, приключения, биография, история
  • Страна США
  • В главных ролях Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс, Чарльз Лотон
  • Режиссёр Стэнли Кубрик
  • Длительность 197 мин. / 03:17
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 6 октября 1960
  • Сценарий Далтон Трамбо, Питер Устинов, Колдер Уиллингэм

Кирк Дуглас не сошелся во взглядах на фильм с режиссером Энтони Манном. Продюсер и исполнитель главной роли рассудил, что «Спартаку» нужен свежий подход. Для этого он пригласил перспективного Стэнли Кубрика и сценариста Далтона Трамбо. «Спартак» позволил Трамбо официально вернуться к работе в Голливуде. Впервые с 1947 года имя сценариста появилось в титрах.

Спартак, по легенде павший в бою во время сражения с армией Красса, в интерпретации трио Кубрика, Трамбо и Дугласа превращается в подлинного Иисуса. Герой Кирка Дугласа становится представителем угнетенной части населения римской империи. Не даром рабы в фильме Кубрика – сплошь благородные люди, готовые отдать последнее ради спасения жизней родных. Меж тем римские подданные показаны морально разлагающимися, погрязшими в грехе людьми. Марк Красс, например, одержим властью не меньше, чем жаждой сексуальных наслаждений.

«Спартак» по-хорошему безысходен. Революция в фильме Кубрика побеждает, даже если по факту проигрывает. Восставший однажды народ никогда не забудет того, кто его вел когда-то. Спартак стал символом перемен и для элиты, забывшей, что власть – не само собой разумеющийся атрибут.

Трейлер:


Падение Римской империи

Падение Римской империи
  • Оценка 7 / 6,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, военный, боевик
  • Страна США
  • В главных ролях Софи Лорен, Стивен Бойд, Алек Гиннесс
  • Режиссёр Энтони Манн
  • Длительность 188 мин. / 03:08
  • Студия Paramount Pictures
  • Дата премьеры 24 мая 1964
  • Сценарий Бен Барзмен, Басилио Франкина, Филип Йордан

Энтони Манн очень расстроился из-за того, что не смог закончить работу над «Спартаком». Поэтому режиссер решил поставить свой собственный эпос, и не один. Сначала Манн снял «Эль Сид», историю национального героя Испании, участника Реконкисты, Родриго Диас де Вивары. Следующим проектом режиссера стал последний классический голливудский пеплум «Падение Римской империи».

Рим, окончание правления императора Марка Аврелия, империя в упадке. Сын императора Коммод может лишиться трона раздираемой врагами изнутри и снаружи страны, потому что отец хочет передать власть своему полководцу Гаю Метеллу Ливию. Тогда Коммод начинает плести интриги против Ливия и своего отца.

Манн пытается показать эпоху как можно более достоверно, не превращая своих героев в мессий и пророков. Марк Аврелий – настоящий правитель, переживающий прежде всего за будущее своей страны. Даже родственные связи не могут подкосить убеждения старого императора. Он верит в несостоятельность текущего строя. И изменение поведении потенциального наследника, не понимающего высокого замысла родителя, тому доказательство. Завистливый и одержимый властью Коммод приведет Рим к краху.

Трейлер:



Гладиатор

Гладиатор
  • Оценка 8,6 / 8,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр боевик, история, драма
  • Страна США, Великобритания, Мальта
  • В главных ролях Рассел Кроу, Хоакин Феникс, Конни Нильсен
  • Режиссёр Ридли Скотт
  • Длительность 155 мин.
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 1 мая 2000 года
  • Сценарий Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон

«Гладиатор» – отличный пример того, как разные авторы могут представлять одну и ту же историю. Если Энтони Манн снял масштабную историю о падении великого государства, то Скотт рассказал личную историю людей, вынужденных жить в загнивающей Римской империи.

Лучший римский полководец Максимус – главная надежда императора Марка Аврелия. Во-первых, война с германцами подходит к концу благодаря усилиям Максимуса, а во-вторых, командир разделяет мнение императора о будущем империи. Аврелий уверен, что у Рим должен вернуться к демократическому строю. Опять же Максимус далек от политических интриг и еще может отличить черное от белого, в отличие от помешанного на власти сыне императора. Коммод убивает своего отца и подставляет его преемника. В лучших традициях Римской империи.

Лишенному последней надежды Максимусу остается только месть. Так и Рим, отказавшийся от развития, был обречен на смерть. Но слезу выбивает, конечно, то как герой войны, несостоявшийся император и теперь гладиатор идет по пшеничному полю, где стоял когда-то его дом, навстречу смерти.

Трейлер:


Вокзал Термини

Вокзал Термини
  • Оценка 7 / 6,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, мелодрама
  • Страна Италия, США
  • В главных ролях Дженнифер Джонс, Монтгомери Клифт, Джино Черви
  • Режиссёр Витторио Де Сика
  • Длительность 90 мин. / 01:30
  • Студия Columbia Pictures
  • Дата премьеры 2 апреля 1953
  • Сценарий Чезаре Дзаваттини, Луиджи Кьярини, Джорджо Проспери

Когда молодая обеспеченная американка Мэри приехала в Рим к родственникам, она не думала, что будет так трудно покинуть этот город. Даром, что дома женщину ждет муж и семилетняя дочка. Но мимолетные отношения с мужчиной разрывают Мэри на части – внезапно, она готова бросить все и просто остаться с ним.

Раздираемая сомнениями женщина не находит себе места – она раз за разом возвращается на вокзал Термини в надежде принять последнее решение. Но в итоге телеграмма для мужа оказывается исчерканной, а телефонные звонки превращаются в судорожное молчание и ступор. Мэри заперта на этом вокзале – для нее уже нет не то что любви, даже Рима нет.

Романтическая история про мимолетное счастье превращается в параноидальную драму. Рим у Де Сика – тюрьма для сознания женщины, у которой вроде бы все есть, но не хватает настоящих чувств. Можно сказать, что «Вокзал Термини» пересекается с «Широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика, где героиня Николь Кидман не находила себе места от своей неопределенности. Она даже проговаривала герою Тома Круза, что однажды думала о том, чтобы сбежать с первым встречным, бросив свою обеспеченную понятную жизнь.

Трейлер:


Великая Красота

Великая Красота
  • Оценка 7,6 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, комедия
  • Страна Италия, Франция, Бельгия
  • В главных ролях Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо
  • Режиссёр Паоло Соррентино
  • Длительность 141 мин. / 02:21
  • Студия Medusa Film
  • Дата премьеры 21 мая 2013
  • Сценарий Паоло Соррентино, Умберто Контарелло

Джеп Гамбарделл – автор бестселлера «Человеческий аппарат» – отпразднует шестидесятилетний юбилей в центре Рима на крыше. Бессонная ночь в кругу местной богемы утомляет известного циника и он решает прогуляться по набережной, как простые люди. Во время прогулки Джеп вспоминает прекрасные деньки в Неаполе, когда не было квартиры с видом на Колизей, но была любовь и надежды.

Как назло, через несколько дней писателя навещает некий мужчина, сообщающий о смерти первой и единственной любимой Джепа. Муж женщины обнаружил записи в дневнике супруги о том, что она всю жизнь любила вздорного писателя. Теперь Гамбарделла начинает задумываться о своей жизни, стандартно заполняя пустоту женщинами, выпивкой и злобой.

Но Соррентино не желает зла своему персонажу, в отличие от Буковски. Джеп на склоне лет, наконец, пытается найти себя, а не запрятать куда поглубже. Его спонтанное путешествие по вроде бы знакомому Риму напоминает терапию, будто сам город и его достопримечательности лечат искалеченного героя.

Трейлер:



Рим

Рим
  • Оценка 7,6 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, комедия
  • Страна Италия, Франция
  • В главных ролях Питер Гонсалес Фалкон, Фьона Флоренче, Бритта Барнс
  • Режиссёр Федерико Феллини
  • Длительность 120 мин. / 02:00
  • Студия Les Productions Artistes
  • Дата премьеры 9 марта 1972
  • Сценарий Федерико Феллини, Бернардино Дзаппони

Фильм Феллини – одно из самых ярких признаний в любви к Вечному городу. По Феллини Рим – это бесконечный карнавал, в буйстве которого перерождается город. Не смотря на то, что «Рим» похож на открытку, это очень личное кино для режиссера.

Зритель может погрузиться в воспоминание о городе, в котором были прожиты самые яркие моменты жизни постановщика. Потому город в фильме похож на лоскутное одеяло, сотканное из впечатлений, обрывков снов и случайных встреч. При этом Феллини не отрицает недостатков своей места, где началась его творческая карьера, а честно рисует его портрет, признаваясь в подлинной любви.

Трейлер:


Сладкая жизнь

Сладкая жизнь
  • Оценка 8 / 8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, комедия
  • Страна Италия, Франция
  • В главных ролях Марчелло Мастрояни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно
  • Режиссёр Федерико Феллини
  • Длительность 179 мин. / 02:59
  • Студия Pathe
  • Дата премьеры 3 февраля 1960
  • Сценарий Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли

Феллини можно назвать певцом Рима. Во всяком случае, об элите этого древнего города режиссер знает все и попытался отобразить ее жизнь в своем фильме. Правда, факты, которые осветил постановщик, оказались шокирующими даже для прогрессивной Европы.

В своей излюбленной манере Феллини разбил фильм на новеллы, собирая портрет города и общества того времени, как пазл. Страна только-только начала выбираться из экономического коллапса, случившегося после войны. Но одиночество и ощущение бессмысленности существования не уходит вместе с экономическими проблемами. Люди разобщены и своими эксцентричными поступками пытаются научиться чувствовать других людей.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?