Лучшие фильмы про одиночество

Уединение, свобода от шума и суеты, отшельничество — в этой подборке фильмов будет минимум экшена и максимум нерасторопных монологов о природе людей. Раневская говорила, что это когда некому рассказать свои сны, Макс Фрай назвал его и тишину главными сокровищами жизни. Бегбедер писал, что оно — болезнь, которая заставляет нас думать, умнеть и оттого становиться несчастными. Хайям считал, что задумчивые души склоняются к нему, а Эльчин Сафарли — что это валюта, которой платишь за каждую минуту счастья по двойному тарифу. Любой автор легко может настрочить десяток цитат про одиночество, и для кино это не менее удобная тема, чем для литературы. Истории одиночек из космоса, робинзонады широкой географии, кино про женщин и мужчин в ожидании дзэна и осуждающие общество за равнодушие сюжеты — ну что еще нужно после поездки домой на метро в час пик.

Пассажиры

Пассажиры
  • Оценка 7,1 / 7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, триллер, драма, мелодрама
  • Страна США, Австралия
  • В главных ролях Дженнифер Лоуренс (Китнесс Эвердин в «Голодных играх»), Крис Пратт (Звездный Лорд из «Стражей галактики»)
  • Режиссёр Мортен Тильдум («Игра в имитацию»)
  • Длительность 116 мин. / 01:56
  • Студия Columbia Pictures
  • Дата премьеры 14 декабря 2016
  • Сценарий Джон Спэйтс («Доктор Стрендж»)

«Утопающий всегда тянет кого-то за собой. Это не правильно, но он утопающий»

Одиночество может быть спасительным храмом для восстановления ресурсов, а может быть тюрьмой, решетки которой выкованы ошибками и эгоизмом узника. А в истории Джима Престона все проще: его одиночество — это глупая случайность. Мужчина, как пять тысяч других пассажиров космического лайнера, должен был провести сто двадцать земных лет в криосне, а потом очнуться и со светлой, отдохнувшей головой начать осваивать новую планету. Но из-за технического сбоя Джим выходит из сна на девяносто лет раньше положенного и оказывается единственным не спящим колонистом на борту. Сначала кажется, что все не так уж и плохо: Престон — талантливый инженер и быстро находит доступ в первый класс лайнера, а там уж веселья и пару веков хватит. Спортзал, кинотеатр, бар с харизматичным дроидом-барменом, роскошный ресторан — и за все это Джиму не нужно платить ни цента. Но оказалось, что все удовольствия мира теряют вкус, если их совсем не с кем разделить. Джим слоняется по кораблю и все глубже впадает в депрессию, осознавая, что впереди у него только одинокая смерть. Или, возможно, альтернативная версия «Голубой лагуны», где все выжили и жили в идиллии до самой старости. И вот за такой исход Престону заплатить придется, причем валюта весьма дорогая — совесть. Джим влюбляется в спящую Аврору, и девушка вовсе не сказочный персонаж, а журналистка, которая мечтала начать новую жизнь на другой планете. Престон знает, как вывести Аврору из криосна, но, открыв глаза сейчас, девушка никогда не сможет увидеть ими будущее, о котором мечтала. Зато Престон не умрет один и в бассейне будет с кем поплавать и посмотреть на звезды. Едва ли отчаявшийся инженер на грани самоубийства сможет удержаться от соблазна и оставить своей спящей красавице шанс самой решать свою судьбу.

Трейлер:



Изгой

Изгой
  • Оценка 8,2 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр приключения, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Том Хэнкс, Джек Рапке, Стив Старски
  • Режиссёр Роберт Земекис
  • Длительность 143 мин. / 02:23
  • Студия 20th Century Fox
  • Дата премьеры 7 декабря 2000
  • Сценарий Уильям Бройлес мл.

«Время наш друг и время наш враг. Оно не прощает, когда к нему поворачиваются спиной»

Дальше в подборке версия Робинзона Крузо из 90-х. Чак Ноланд в результате авиакатастрофы оказался на необитаемом острове. Правда, Крузо-то повезло с Пятницей, а Чаку — нет, и его единственным другом становится разрисованный Ноланом мяч. Улыбчивый спортинвентарь получает имя Уилсон, и, кстати, отношения Уилсона и Чака были настолько трогательными и глубокими, что получили номинацию на премию MTV как лучший экранный дуэт. Сценарий позволял уйти в проработку характеров, ведь Уилсону и его несчастливому создателю пришлось провести на острове целых четыре года. Идеальные вводные для фильма об одиночестве и сомнительной полезности лайфхаков о десяти способах использования фигурных коньков.

Трейлер:


На премии MTV актерскую работу Уилсона посчитали слишком резиновой, и награды прошли мимо фильма. А старания Тома Хэнкса киноакадемия оценила повыше: актер номинировался на «Оскар»и получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.

Марсианин

Марсианин
  • Оценка 7,7 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, приключения, драма
  • Страна Великобритания, США
  • В главных ролях Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Чиветел Эджиофор
  • Режиссёр Ридли Скотт
  • Длительность 144 мин.
  • Студия TSG Entertainment
  • Дата премьеры 11 сентября 2015
  • Сценарий Дрю Годдард, Энди Уир

«Прости, что оставили тебя на Марсе, просто ты нам не нравишься»

За пятнадцать месяцев младенец успевает научиться ползать, ходить, держать ложку и пить из чашки. Неплохой результат,учитывая, с чего стартовали. Но можно ведь и лучше: астронавт-биолог Марк Уотни на те же четыреста семьдесят дней успел научиться выращивать картошку на марсианском грунте и получать воду из токсичного космического топлива. Чтобы выжить еще и не такое придумаешь, а выживать Марку будет непросто: астронавта по ошибке оставили на Красной планете без подготовки связи с Землей. Паниковать и отчаиваться мужчина не стал — вместо этого Уотни мобилизовал все внутренние запасы самоиронии и чувства юмора и решил, что если и умирать, то на позитиве и со свежей марсианской картошечкой.

Трейлер:


Мэтт Дэймон так бодро и убедительно починил космическую базу с помощью скотча, что заслужил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. Сама лента на той же премии выиграла в номинации «Лучший комедийный фильм».

Есть еще один фильм про одинокого ботаника в космосе — «Молчаливое бегство». Правда, Фримен Лоуэлл, в отличие от Марка Уотни в истории выше, сам выбрал отрешение от остального человечества: ученый хотел защитить последние земные растения от полного уничтожения. Ради своей цели Фримен инсценировал собственную смерть, пошел против правительства и в компании нескольких дроидов сбежал в космос, зная, что никогда не вернется.

Она

Она
  • Оценка 7,6 / 8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр мелодрама, фантастика, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс
  • Режиссёр Спайк Джонс
  • Длительность 126 мин. / 02:06
  • Студия Annapurna Pictures
  • Дата премьеры 12 октября 2013
  • Сценарий Спайк Джонс

«Всякий влюбленный слегка ненормален. Любовь вообще безумна. Это некая форма социально принятого сумасшествия»

Не зря провинившихся заключенных отправляют в карцер: физическая изоляция от общества — это трудное испытание. Но еще хуже, когда одиночество не продиктовано стенами и пространственным отчуждением. Теодор Трамбли одинок, хотя вокруг него много людей. Почти бывшая жена, подруга, племянница, приятели — и многим из них искренне спрашивают у Трамбли, как его дела. И все же Теодор одинок. Настолько, что единственным близким существом героя становится операционная система с искусственным интеллектом. Siri будущего зовут Саманта, и она способна вести диалог с хозяином и помогать ему во бытовых делах, вроде оформления документов и поддержания переписок. И все же Саманта — это очередной пластиковый пазл, эмоциональный протез в игрушечной жизни Теодора. А вообще, мужчина и сам искусственный заменитель: работает автором чужих писем в специализирующей на этом компании. Вот и вырисовывается печальное будущее, в котором люди все больше чувственно деградируют. Может, там и одиночества не будет, потому что одиноки будут все.

Трейлер:


Фильм удостоили «Оскаром» и «Золотым глобусом» за лучший сценарий, а еще «Сатурном» за лучший фэнтези-фильм. И не стоит бояться давящей депрессивности: лента наполнена теплыми красками и уютной меланхолией, пусть это все и иллюзия, призванная утопить в визуальном комфорте многоголосое SOS.

Таксист

Таксист
  • Оценка 7,9 / 8,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма, криминал
  • Страна США
  • В главных ролях Роберт Де Ниро, Сибил Шепард, Джоди Фостер
  • Режиссёр Мартин Скорсезе («Остров проклятых», «Отступники»)
  • Длительность 114 мин. / 01:54
  • Студия Columbia Pictures Corporation
  • Дата премьеры 8 февраля 1976
  • Сценарий Пол Шредер

«Если копаться в себе, сгниешь заживо. Надо стать таким, как другие люди»

Лучший друг одиночества — это бессонница, и вместе этот дуэт убил больше людей, чем известные маньяки. Тревис Бикл один из таких одиноких и не спящих: отслужил четыре года во Вьетнаме, и вернувшись с войны, устроился ночным таксистом. Если уж не спать, то хоть заниматься делами. Среди прочего досуга у Бикла многочисленные походы в порнокинотеаты и бесцельная езда по городу. Тревис отгорожен от мира, и даже когда опускается стекло его такси, водитель внутри все равно остается за непроницаемой стеной. Так же, из-за стены, Бикл беседует со своими пассажирами, и разговоры эти не помогают таксисту преодолеть свою социопатию. То агрессивный бизнесмен-расист, кричащий об убийстве своей жены, то малолетняя проститутка, которая еще не выучила таблицу умножения, но знает, как приумножить свой ночной заработок. Люди вокруг Тревиса явно несчастны, больны, злы и грешны, и кто-то должен положить этому конец. Кто-то, кому нечего терять, и кто-то, кто всегда рядом и видит все из-за стеклянной стены.

Трейлер:


«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.


Джокер

Джокер
  • Оценка 8 / 8,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, драма, криминал
  • Страна США, Канада
  • В главных ролях Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц
  • Режиссёр Тодд Филлипс («Мальчишник в Вегасе», «Впритык»)
  • Длительность 122 мин. / 02:02
  • Студия Warner Bros.
  • Дата премьеры 31 августа 2019
  • Сценарий Тодд Филлипс, Скотт Сильвер, Боб Кейн

«Что ты получишь, если смешаешь психически больного одиночку с обществом, которое игнорирует его и обращается с ним как с мусором?»

Еще одно кино, которое доказывает: бросите человека в колодец — не ждите чистой воды. «Джокер» с Хоакином Фениксом виртуозно шлет в фаллическое путешествие все законы супергероики, и делает из легендарного персонажа комиксов человека максимально блеклого и реального. Артур Флек работает аниматором в костюме клоуна, но вместо ответных улыбок чаще огребает по собственным зубам. Дома героя ждет больная мама, да и сам Флек болен: мужчину мучает неврологическое расстройство, вызывающее неконтролируемые приступы смеха. Социальный работник, который выдает Артуру лекарства, проявляет к своему подчиненному не больше участия, чем к прилипшей подошве жвачке, а коллеги не упускают возможности самоутвердиться за счет неуверенного в себе товарища. Равнодушие окружающих толкает Флека все ближе к краю безумия, и однажды его улыбка бесповоротно превратится в злобный оскал. А ведь все могло быть иначе, если бы хоть кто-то однажды спросил «Артур, у тебя все хорошо?».

Трейлер:


Награды: «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший саундтрек и лучшую мужскую роль. «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.

Грязь

Грязь
  • Оценка 7,6 / 7,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр криминал, комедия, драма
  • Страна Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, США
  • В главных ролях Джеймс МакЭвой, Джейми Белл, Эдди Марсан
  • Режиссёр Джон С. Бейрд
  • Длительность 93 мин. / 01:33
  • Студия Altitude Film Entertainment
  • Дата премьеры 16 сентября 2013
  • Сценарий Джон С. Бейрд, Ирвин Уэлш

«Просто надо быть лучшим. И это мой случай»

Продолжает ярмарку безумия, и в этот раз кукушка упорхнула у Брюса Робертсона, шотландского полицейского. Сначала кажется, что с таксистом и клоуном этого парня ничего не связывает: Брюс уверенный в себе альфа-самец, гениальный манипулятор, жадный до власти ублюдок, для которого все люди вокруг — одноразовые носовые платки. Робертсон любит унижать и травить, запугивать и издеваться, и должностью своей пользуется, чтобы прокормить свое ненасытное эго. Только вот это чудовище никогда не будет сытым и рано или поздно сожрет своего носителя, а рядом не окажется никого, кто бы не испугался протянуть руку.

Трейлер:


Создатели фильма коварны: поначалу Брюс кажется запущенной версией Шерлока Холмса, очень умным парнем, который забыл, что некоторые границы не стоит переступать. Но чем дальше бежит строка хронометража, тем страшнее и неприятнее становится и сам герой, и картинка вокруг: интерес сменяется отвращением, перетекает в ужас и после совсем уж побитый заползает куда-то в жалость. Любителям экспериментировать с эмоциональной палитрой зайдет.

Дикая

Дикая
  • Оценка 7,2 / 7,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, биография
  • Страна США
  • В главных ролях Риз Уизерспун, Лора Дерн, Томас Садоски
  • Режиссёр Жан-Марк Валле («Большая маленькая ложь»)
  • Длительность 115 мин.
  • Студия Fox Searchlight Pictures
  • Дата премьеры 29 августа 2014
  • Сценарий Ник Хорнби («Воспитание чувств»)

«— Начни с чистого листа. — А предыдущий куда деть?»

Как раз тот случай, когда одиночество — это не наказание, а лекарство. Байопик Шерил Стрэйд, снятый по ее же мемуарам, расскажет про женщину, которая так захламила жизнь ошибками, обидами и разочарованиями, что помочь могла только аварийная перезагрузка. Тут и развод, и смерть матери, и саморазрушение всеми доступными средствами. Шерил решила в одиночку пройти почти две тысячи километров по горному туристскому маршруту: стирая ноги и спину, можно и сознание отформатировать.

Трейлер:


Важных наград фильм так и не получил, но киноакадемия отметила работу Уизерспун номинациями на «Оскар», «Спутник», BAFTA и «Золотой глобус». Актрисе и правда было за что подняться в шортлисты: режиссер ленты заставил Риз таскать настоящий экипировочный рюкзак, изучать туристические пособия и отказаться от укладок и макияжа на время съемок. Это, конечно, не дикаприовский подвиг с печенью бизона и прогулками в мокром белье в -25°, но для голливудской блондинки, привыкшей к образам идеальных мамочек и стильных леди, тоже ничего.

Луна 2112

Луна 2112
  • Оценка 7,6 / 7,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, драма, детектив
  • Страна Великобритания, США
  • В главных ролях Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Доминик МакЭллигот
  • Режиссёр ункан Джонс («Исходный код»)
  • Длительность 97 мин. / 01:37
  • Студия Sony Pictures Classics
  • Дата премьеры 23 января 2009
  • Сценарий Нэйтан Паркер, Дункан Джонс

«Я мирный солдат, я для любви, а не для войны»

Возвращаемся в космос и попадаем на Луну. Астронавт Сэм Белл вот-вот должен закончить трехлетнюю вахту на спутнике Земли, и единственным спутником самого Сэма все это время был робот Герти. Связь с Землей на станции Белла работает с перебоями, и за три года астронавт получил лишь несколько видеосообщений от любимой жены и маленькой дочери. 1081 день вдали от семьи и цивилизации — к окончанию вахты Сэма уже не утешают даже мысли о том, что он спасает человечество от энергетического кризиса, обслуживая механизм добычи лунного топлива. Гуманизм гуманизмом, а домой очень хочется. До заветного отбытия на родную планету осталось всего две недели, но Бэлл настолько психологически истощен, что по неосторожности создает аварию на станции. Возвращение домой задерживается, а на Луне объявляется сменщик Сэма, и к этому знакомству психика мужчины точно не готова.

Трейлер:


Фильм не только про одиночество, но и про этическую сторону научных достижений: развивая технологии, люди забывают развивать в себе важные внутренние ресурсы вроде эмпатии, толерантности и гуманности. Разрешили кризис энергический, но спровоцировали нравственный.


Глухие стены

Глухие стены
  • Оценка 7,4 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, комедия
  • Страна Аргентина, Испания, Германия
  • В главных ролях Хавьер Дролас, Мигель Дедович, Пилар Лопес де Айяла
  • Режиссёр Густаво Таррето
  • Длительность 95 мин. / 01:35
  • Студия Eddie Saeta S.A.
  • Дата премьеры 1 июня 2011
  • Сценарий Густаво Таррето

«Есть ли что-нибудь более тревожное в двадцать первом веке, чем пустой почтовый ящик?»

В этом фильме три главных героя: не слишком успешная архитекторка Марианна, которая ничего еще не построила, но уже многое заруинила; веб-дизайнер Мартин, который так глубоко зарылся во фриланс, что психологически не может выйти с удаленки от всего мира; и самый обаятельный из троих — Буэнос-Айрес. Столица Аргентины в ленте гипнотизирует своей многоликой архитектурой и, кажется, подыгрывает Марианне и Мартину в прятках. Живые сердца бьются во всех трех героях, но пульс города ощущается куда отчетливее, чем у парня и девушки, которые похожи на картонные манекены не принятых на строительство зданий. И чтобы избавиться от пустоты Марианне и Мартину всего-то нужно разок не пройти мимо друг другу, и город «добрых ветров» поможет двум одиночкам вовремя поднять взгляд.

Трейлер:


Много метафор и романтики в абзаце выше, но какой фильм — такое и описание. Эта история точно не для любителей трактовать одиночество по Сартру или Кафке: здесь есть страдания, но нет безысходности, есть реальный город, но нет давления реальности. И вывод простой: жить можно, был бы кто рядом.

Опустевший город

Опустевший город
  • Оценка 7,6 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма
  • Страна США
  • В главных ролях Адам Сэндлер, Дон Чидл, Джада Пинкетт Смит
  • Режиссёр Майк Байндер
  • Длительность 124 мин. / 02:04
  • Студия Sunlight Productions
  • Дата премьеры 20 марта 2007
  • Сценарий Майк Байндер

«Ему нужно вернуться обратно в жизнь»

Первая драматическая роль Адама Сэндлера. Кто скептически скорчил лицо — откройте окно, а то душно. Возможно, Сэндлер в роли потерявшего семью и смысл жизни мужчины смотрится менее органично, чем выглядел бы Бред Питт (а его рассматривали на роль), но в целом комедийный актер выжал из себя всю серьезность, на которую способен.

В фильме есть два типа одиночества: у Чарли Файнмана оно как защитная броня, и сам герой, утративший желание жить после гибели родных, прячется в панцирь социальной изоляции и инфантильности как брошенная на берегу черепашка. И хорошо, что однажды Чарли сталкивается со своим другом из колледжа Аланом Джонсом. Алан тоже одинок, но совсем по-другому. Каждый день Джонсон ходит на любимую работу и возвращается оттуда к таким же любимым жене и дочерям. Но внутри у мужчины сидит какой-то паразит и точит мысли Алана своими зубками: не с кем поговорить по душам, не хватает эмоций, на душе неспокойно, меня никто не понимает и вот это вот все. И такое одиночество тоже опасно — это как повесить картину на дыру в стене, внешне проблема решилась, но тараканы рано или поздно полезут. Итого: успешный дантист, неугомонный оптимизатор, встречает старого друга, который круглыми сутками играет в видеоигры и живет как подросток, лишь бы не сталкиваться с болью утраты. Алан и Чарли нуждаются друг в друге, и вместе у них есть шанс выбраться из душевных кризисов.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?