Лучшие фильмы про экстрасенсов

Стивен Кинг – чемпион по сочинению историй об экстрасенсах в различных жанрах. Король Ужасов готов вставлять людей со способностями к чтению мыслей, предвидению и много чему еще почти в любой сюжет. А так как рекордсмен по количеству экранизаций своих произведений – опять же Кинг («Кэрри», «Сияние», «Мертвая зона» и т. д.), то его историй в подборке не будет.

Интересно посмотреть, как другие авторы строят сюжеты о людях, которые могли бы править планетой. Поэтому мы постарались подобрать разноплановые картины об экстрасенсах.

Акира

Акира
  • Оценка 7,8 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр аниме, мультфильм, фантастика, боевик, триллер, детектив
  • Страна Япония
  • В главных ролях Мицуо Ивата, Нодзому Сасаки, Мами Кояма
  • Режиссёр Кацухиро Отомо
  • Длительность 124 мин. / 02:04
  • Студия Toho Company
  • Дата премьеры 16 июля 1988
  • Сценарий Кацухиро Отомо, Идзо Хасимото

Помимо того, что «Акира» – один из самых влиятельных фильмов в истории фантастики, так это еще и прорывное произведение с точки зрения анимации. «Акира» сделан по технологии «24 кадра в секунду». Она обеспечивает невероятную плавность движений. Но технология эта очень хлопотная и дико дорогая. Например, «Вор и сапожник» Ричарда Уильямса делался почти тридцать лет и не был закончен при жизни автора. А вот Кацухиро Отомо удачно воспользовался трендом, который привел к не самому удачному экономическому периоду в Японии. В 1988 году людям направо и налево раздавали кредиты под ничтожные проценты, а многие компании давали деньги на проекты любой рискованности, в частности, на картину Отомо. Это был знаменитый Японский финансовый пузырь (бабуру кэйки) 1986-1991 годов.

Нео-Токио – место концентрации боли всего японского народа. В 1988 некий взрыв уничтожил старый Токио, а потом началась третья мировая война, после которой на развалинах города был возведен новый. Улицы захвачены постоянно враждующими друг с другом бандами. Фанатики, верующие во второе пришествие какого-то Акиры, который должен будет всех от чего-то спасти, выступают против милитаристской политики правительства. Мирные же граждане пытаются просто как-то выжить в этом неоновом мире хаоса.

Главарь банды мотоциклистов Канэда и его неловкий друг Тэцуо во время очередной гонки с другой бандой сталкивается с правительственными агентами, преследующими какого-то странного ребенка с лицом старика. Тэцуо по свойственной ему неосторожности врезается в этого ребенка, вследствие чего у парня стали постепенно проявляться экстрасенсорные способности.

«Акира» – история о дружбе и проблемах в отношениях. Тэцуо всю сознательную жизнь был под крылом, читай контролем, Канэды. Поэтому получив силы, использует их, чтобы двигать горы, разрывать людей силой мысли и трансформировать материю. Парень просто теряет контроль и выплескивает все накопленные обиды на многострадальный город.

Трейлер:


Завещание доктора Мабузе

Завещание доктора Мабузе
  • Оценка 7,6 / 8,0 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, криминал, детектив
  • Страна Германия, Франция
  • В главных ролях Рудольф Кляйн-Рогге, Томи Бурдель, Густав Диссль
  • Режиссёр Фриц Ланг
  • Длительность 122 мин. / 02:02
  • Студия Nero Films
  • Дата премьеры 21 апреля 1933
  • Сценарий Фриц Ланг, Теа фон Харбоу, Норберт Жак

Вторая часть трилогии о гениальном боссе криминального мира от великого Фрица Ланга напугала не только впечатлительную публику, но и власти Германии. Медиум доктор Мабузе, силе влияния которого подвержен любой человек на земле, произносил опасные вещи, способные подорвать все мироустройство. Лангу даже пришлось бежать из гитлеровской Германии, чтобы его не арестовали за антиправительственную пропаганду.

В первом фильме доктор Мабузе совершал преступления для собственного обогащения и вообще был как-то попроще, но теперь его злодейства приобрели более глобальный идеологический характер. Гипнотизер и провокатор Мабузе давно пойман и сидит в психушке. Но это не мешает ему расширять свою криминальную сеть. Да что там психушка, ему даже смерть не помешала. Главврач больницы постепенно погружается в изучении записей доктора, в которых гений оставил сложные преступные схемы, которые должны разрушить мир.

«Завещание доктора Мабузе» был снят Лангом на закате немецкой республики и выглядел как явное предупреждение народу. Фильм о плененном духе, который пытается наладить связь с реальностью, сбросить страх и восстать.

Трейлер:



Поле в Англии

Поле в Англии
  • Оценка 6,4 / 6,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, триллер, драма
  • Страна Великобритания
  • В главных ролях Джулиан Бэрретт, Питер Фердинандо, Ричард Гловер, Райан Поуп и др.
  • Режиссёр Бен Уитли
  • Длительность 90 мин. / 01:30
  • Студия Film4
  • Дата премьеры 4 июля 2013
  • Сценарий Эми Джамп, Бен Уитли

«Поле в Англии» – экспериментальный и, возможно, лучший фильм режиссера нашумевшей «Перестрелки», а также неоднозначно оцененной «Высотки». Фирменным почерком постановщика можно назвать странную потустороннюю атмосферу происходящего. В какой-то момент возникает подозрение, что что-то не совсем нормально, но что точно – сказать трудно. В «Поле в Англии» ненормально все, фильм может местами напомнить даже «Маяк» Роберта Эггерса.

Алхимик О’Нил заманил своего старого знакомого Уайтхеда, некогда однокашника по изучению темных магических искусств, в западню. Уайтхед с парой пьянчуг бежал с поля боя Гражданской войны. Спасший дезертиров бравый Катлер привел их к мрачному магу. О’Нил считает себя непревзойденным чернокнижником (Локи бы не согласился) и ясновидящим. Но вот найти сокровища, якобы зарытые на огромном поле, он не может, для этого ему нужны способности Уайтхеда. Какие – режиссер, конечно, толком не уточнит.

Как можно запутать сюжет, который разворачивается на открытой местности с помощью пятерых мужчин – неизвестно. Но понять, что конкретно происходит практически невозможно, недаром, в кадре постоянно появляются галлюциногенные грибочки. «Поле в Англии» – это видение, которое наслал будто бы сам дьявол, решивший поставить на место зарвавшихся людишек. Пробуждение способностей медиума нерешительного и трусоватого Уайтхеда выглядит как настоящий сеанс экзорцизма, только наоборот. После него уже не кажутся странными смещения времени и пространства.

Трейлер:


Шина

Шина
  • Оценка 5,8 / 5,8 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фэнтези, комедия
  • Страна Франция, Ангола
  • В главных ролях Стивен Спинелла, Джек Плотник, Уингз Хаузер
  • Режиссёр Квентин Дюпьё
  • Длительность 82 мин. / 01:22
  • Студия Backup Films
  • Дата премьеры 15 мая 2010
  • Сценарий Квентин Дюпьё

Режиссер Квентин Дюпье нашумел в 2019 году провокационной комедией о мужчине, для которого маниакальный поиск все новой одежды из оленьей кожи стал способом самоидентификации. Правда, очень скоро одежда начинает разговаривать с мужчиной и заставляет творить дичь. Надо признать, что это гораздо более адекватный и зрительский фильм в портфолио автора, чем, например, «Шина».

Где-то в Калифорнии в пустоши выброшенная кем-то шина Роберт оживает и обретает разум. Познавая мир и учась передвигаться самостоятельно, несчастное кольцо резины обнаруживает в себе телепатические способности. Теперь шина может взрывать что угодно и кого угодно силой мысли. И Роберт очень хочет взрывать.

Фильм можно считать экранизацией мысли о зрителе, который требует все более кринжовых, жестоких и странных шоу. Ведь за событиями фильма в бинокли наблюдает группа людей, и шоу, скажем так, выходит из-под контроля его создателей. Но это фильм про злобную шину-экстрасенса. Без причины! Можно было закрывать кинематограф.

Трейлер:


Дюна

Дюна
  • Оценка 6,9 / 6,4 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, приключения
  • Страна США, Мексика
  • В главных ролях Кайл МакЛоклен, Юрген Прохнов, Франческа Аннис, Патрик Стюарт
  • Режиссёр Дэвид Линч
  • Длительность 137 мин. / 02:17
  • Студия Estudios Churubusco Azteca S.A.
  • Дата премьеры 3 декабря 1984
  • Сценарий Дэвид Линч, Фрэнк Герберт

В семидесятые и восьмидесятые годы продюсеры больших студий были не меньшими оригиналами, чем режиссеры, которых они приглашали снимать фильм по культовому роману Фрэнка Герберта. Эпическое произведение о далеком феодальном будущем, где ведется борьба за некое вещество, которое добывается на пустынной планете, было сначала доверено Алехандро Ходоровски. И по одним концептам, а дальше них режиссер не зашел и, кажется, даже не собирался, можно понять, что это было бы нечто совсем уж артхаусное. Дэвид Линч, хоть и был молод и не так безумен, но все равно был рискованным кандидатом. Во-первых, он не работал с огромными бюджетами. Во-вторых, трудно было не заметить, что Линч – не любитель что-то объяснять, а «Дюна» этого требует. В-третьих, визуальный стиль постановщика очень специфичный (третий сезон «Твин Пикса» явственно об этом говорит).

По сути «Дюна» Линча даже и не собирается особо рассказывать историю некоего мессии, который обретает просветление и заодно способности ясновидящего, позволившие ему совершить переворот и сломать систему. Даже трудно разобрать, кто как к кому относится в этих помпезных домах семей и кланов, но Линчу это и не нужно. Похоже, поняв, что он – не лучший рассказчик, режиссер просто взял и нарисовал картину мира, наподобие «9 кругов ада» Данте. Если бы Линч мог, он бы убрал всякое развитие событий, погрузив сюжет в безвременье и вакуум, сконцентрировавшись на том, как избранный учит мятежников силой мысли управлять огромными червями.

Трейлер:



Темный город

Темный город
  • Оценка 7,3 / 7,6 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, триллер, детектив
  • Страна Австралия
  • В главных ролях Руфус Сьюэлл, Уильям Херт, Кифер Сазерленд, Дженнифер Коннелли
  • Режиссёр Алекс Пройас
  • Длительность 100 мин. / 01:40
  • Студия New Line Cinema
  • Дата премьеры 25 февраля 1998
  • Сценарий Алекс Пройас, Лем Доббс, Дэвид С. Гойер

Джон Мердок очнулся в ванне номера незнакомого отеля. В соседней комнате он обнаружил труп женщины, покрытый загадочными спиралевидными узорами. Понятно, кто будет главным подозреваемым в этом деле. Очень скоро в номере раздается телефонный звонок, и голос в трубке советует герою покинуть отель. Ничего не понимающий Мердок бежит в ночь, а номер посещают странные высокие люди в плащах и шляпах. Ночь в городе почему-то не заканчивается. Более того, в полночь все жители как по приказу отключаются, а те самые высокие люди летают и с помощью телепатии все в нем перестраивают. Заметив, что Мердок не спит, один из них пытается усыпить героя, но тщетно. Несчастному придется разобраться, что за чертовщина происходит в этом вечно темном городе и почему у него у самого появляются телепатические способности.

В год выхода фильм Пройаса был прохладно встречен зрителями, но со временем обрел культовый статус. Особенно после того, как в сети появилась информация, что первая сцена «Матрицы» почти целиком снята на декорациях «Темного города». В чем-то схожая с картиной Вачовски тема об искусственности реальности тоже сыграла свою роль. И нельзя не признать, что фильм чертовски стильный. Дизайн города сочетает в себе стимпанк эстетику, моду тридцатых годов, готику и много чего еще. Местные архитекторы создали уникальный мир из знакомых кирпичиков. Жаль, что так и не разгадали тайну человеческой души.

Трейлер:


Хроника

Хроника
  • Оценка 6,7 / 7,0 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, триллер, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Дэйн ДеХаан, Алекс Расселл, Майкл Б. Джордан
  • Режиссёр Джош Транк
  • Длительность 83 мин. / 01:23
  • Студия Twentieth Century Fox
  • Дата премьеры 28 января 2012
  • Сценарий Макс Лэндис, Джош Транк

Режиссер Джош Транк уже много лет не может выбраться из депрессии, связанной с провалом его крупной работы «Фантастическая четверка». Транк был приглашен работать над перезапуском истории о культовой команде после хорошо показавшей себя в прокате «Хроники». Фильм любопытен своим человеческим подходом к супергероике и этаким инди-духом. Легко заметить эти черты и во многих сценах «Фантастической четверки», но взгляды постановщика и боссов в какой-то момент сильно разошлись, и режиссер просто саботировал пересъемки картины.

Три не самых счастливых подростка-школьника находят странную пещеру, в которой обнаруживают древний метеорит, производящий какое-то энергетическое поле. Ребята теряют сознание, а на следующее утро обнаруживают у себя различные паранормальные способности.

В данном сеттинге история о том, как закомплексованный изгой общества становится злодеем, получив суперспособности, не выглядит притянутой за уши. Ведь главные герои – подростки. Задерганные сверстниками молодые люди живут в страхе перед огромным миром, в котором им скоро предстоит самостоятельно жить.

Трейлер:


По ту сторону черной радуги

По ту сторону черной радуги
  • Оценка 6,1 / 6,0 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фантастика, триллер
  • Страна Канада
  • В главных ролях Майкл Роджерс, Эва Борн, Скотт Хайлендс
  • Режиссёр Панос Косматос
  • Длительность 110 мин. / 01:50
  • Студия Chromewood Productions
  • Дата премьеры 3 декабря 2010
  • Сценарий Панос Косматос

До того как Панос Косматос, сын постановщика культовой «Кобры», прославился своей крышесносной «Мэнди», в багаже режиссера был крайне любопытный психоделический триллер «По ту сторону черной радуги». Если визионерский стиль в «Мэнди» скачет от семидесятых до девяностых, как признание в любви к кинематографу, на котором и вырос Панос, то «Радуга» сделана более однородной. Даром, что эта однородность будто бы вышла из фильмов Ходоровски или совсем уж раннего Кроненберга.

Барри Найл – молодой талантливый ученый и примерный семьянин – в 1983 году становится главой Института Арбории. Это заведение было основано в шестидесятых годах с целью решения проблемы примирения науки и религии для всеобщего счастья, чтобы уже точно никто никогда не ушел обиженным. Может, рано или поздно сам Меркурио Арборио, основатель Нью-Эйдж НИИ, и нашел бы все ответы, но вот его протеже Барри оказывается несколько профнепригодным и попросту безумным. Среди прочего молодой человек использует мощности института для проведения эксперимента над одной-единственной девушкой. Елена проявляет явные способности медиума: транслирует мысли и образы в головы другим людям, а также владеет телекинезом.

Косматос не расшаркивается перед зрителем, ничего не объясняет, а сразу погружает в странный и страшный мир. Режиссер делает из самого зрителя экстрасенса, который попал в чужую голову, где все непонятно, а инструкций по обращению нет. Это развязывает постановщику руки и превращает картину чуть ли не в видео-арт.

Трейлер:



Тельма

Тельма
  • Оценка 6,5 / 7,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр триллер, ужасы, драма
  • Страна Норвегия, Дания, Швеция
  • В главных ролях Элли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен и др.
  • Режиссёр Йоаким Триер
  • Длительность 116 мин.
  • Студия SF Studios
  • Дата премьеры 20 августа 2017
  • Сценарий Эскиль Вогт, Йоаким Триер

Тельма вырвалась из под опеки своих религиозных родителей, с трудом отпустивших дочь в другой город ради учебы университете. Девушка быстро находит друзей и новые увлечения. Например, Тельма обнаружила, что пить алкоголь и веселиться на вечеринках очень даже здорово. А еще молодая студентка поняла, что ее тянет душой и телом к новой лучшей подруге Ане, а та и не против. Но столь резкие перемены вызывают у Тельмы панику и пробуждают экстрасенсорные способности. Например, теперь она в состоянии переносить людей на большие расстояния или вовсе аннигилировать их, а также может внушать определенные мысли и чувства. Но во время таких фокусов Тельме становится плохо – у нее начинаются страшные судороги. Врачи разводят руками, и девушке остается только серьезно поговорить с родителями и выяснить некоторые детали детства.

Дальний родственник Ларса Фон Триера снял пугающее кино об анти-супермене (не чета Брайтберну из «Гори, гори ясно»). Тельме не повезло расти в семье, где родители настолько боятся своего ребенка, что готовы задушить в нем любую индивидуальность, залатав образовавшуюся дыру в сознании религией. Самое страшное, что эта схема работает. В трудную минуту девушка бежит под крыло родителей. В отличие от Супермена и Брайтберна, которые были окружены любовью и верой именно в них, а не в некую силу, Тельме приходится принимать важнейшие решения наедине только с собой.

Трейлер:


Сканеры

Сканеры
  • Оценка 6,6 / 6,8 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фантастика, триллер
  • Страна Канада
  • В главных ролях Дженнифер О’Нил, Стивен Лэк, Патрик МакГуэн
  • Режиссёр Дэвид Кроненберг
  • Длительность 103 мин. / 01:43
  • Студия Filmplan International
  • Дата премьеры 14 января 1981
  • Сценарий Дэвид Кроненберг

Раннего Кроненберга так и тянуло захватить власть над миром с помощью группы особенных людей (исключением будет «Мертвая зона» по Стивену Кингу о несчастном ясновидящем) в своих картинах. Фильмом про смертоносных экстрасенсов режиссер открыл свой самый известный и коммерчески успешный период творчества. Именно после «Сканнеров» Кроненберг стал королем бодихоррора. Фильм основан на одной из глав «Голого завтрака» Уильяма Берроуза, а уж там ужасающих трансформаций тела хватит не на один фильм. Немудрено, что Кроненберг позже экранизировал этот безумный роман.

Кэмерон, сильный телепат, попал в поле зрения доктора Рута. От доктора парень узнает, что он не просто экстрасенс, но и сканнер – человек, способный мысленно влиять на других людей, как психически, так и физически. А еще он узнает, что существует секретная организация таких выдающихся людей. Ну, потому что их мало и вообще было бы недурно взять кнут в свои сильные руки и править обычными людишками. И вот Кэмерон как раз и призван для внедрения в эту опасную шайку.

Можно сказать, что «Сканнеры» – это Люди-Икс на максималках со взрослым рейтингом. Главный герой – новенький в уже сложившейся среде, и он подвержен влиянию со стороны разных группировок. Какими бы ни были идеалы Кэмерона в прошлом, теперь границы добра и зла для него размылись вместе с физическими законами, и решать все придется самому.

Трейлер:


Ярость

Ярость
  • Оценка 6,2 / 6,3 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, триллер, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Кирк Дуглас, Эми Ирвинг, Кэрри Снодгресс
  • Режиссёр Брайан Де Пальма
  • Длительность 113 мин. / 01:53
  • Студия 20th Century Fox Film Corporation
  • Дата премьеры 10 марта 1978
  • Сценарий Джон Фаррис

Интересно, что Де Пальма, как и Кроненберг, причастен к экранизации произведения Стивена Кинга. «Кэрри» до сих пор считается одним из лучших подростковых ужастиков и эталонным фильмов об обладателе экстрасенсорных способностей.

Сын отставного агента ЦРУ был похищен на глазах отца группой злодеев, которыми руководил близкий друг отца. Бывший агент бросается на поиски, но ниточка обнаруживается в неожиданном месте. Девушка Джиллиан, оказывается, имеет телепатическую связь с парнем.

Интересно, что никто не обвинял режиссера в попытке выехать на собственных былых заслугах в «Кэрри», хотя опять телепаты, семейные драмы. Да и Сисси Спейсек, исполнительница роли Кэрри , должна была играть главную роль. Де Пальма развернул трагедию параллельно тому, как девушка-экстрасенс познает свои. Ей приходится узнавать шокирующие подробности, которые сводят ее с ума. И все это для благого дела вроде как.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?