/ Хотел бы я быть здесь

Хотел бы я быть здесь

456

Можно сказать, что Зак Брафф (он же Джей Ди из «Клиники») во всех своих работах рассказывает одну и ту же историю – историю своей жизни. Это не значит, что ему нужно пересказывать реальные сюжеты, которые с ним произошли: Зак рассказывает о вопросах, которые перед ним вставали, и предлагает свои ответы. И тут неважно, что его героев зовут по-разному. Совсем Юный Зак, вдыхая жизнь в персонажа Джей Ди в «Клинике», делится с нами страхом перед большим делом. В «Стране Садов» герой учится быть собой. А про что «Хотел бы я быть здесь»? В первую очередь, кажется, про беспомощность. И это самый сентиментальный фильм в карьере Браффа.

Учитывая вышесказанное, в этом тексте не избежать сравнений, и, если «Клинику смотрели все», то по «Стране Садов» можно почитать нашу рецензию.

А теперь попробуем ответить, стоит ли смотреть это кино фанатам «Клиники» и подойдёт ли оно всем остальным.

Фирменная фишка Зака Браффа – смешивать на экране мир реальный и мир фантазий, показывая целые сцены, происходящие только в голове героя. С такой сцены «Хотел бы я быть здесь» начинается (как, кстати, и «Страна садов»). Но юмора в этом фильме будет меньше, и еще меньше абсурда и безумия (других любимых приемов Браффа). Если «Клиника» была комедией, которая иногда вдруг становится чем-то серьезным, а «Страна Садов» – самоироничным и грустноватым фильмом, то «Хотел бы…» уже прям почти мелодрама, и юмор в ней оказывается только потому, что Зак, кажется, просто не может без него нормально мыслить.

Предыдущий фильм был таким «романом взросления»: историей поколения уже-почти-не-двадцатилетних, которые только-только прощаются с беззаботной юностью и должны решить, что дальше. Заку в момент съемок было 29 лет. «Хотел бы…» начинается как история поколения следующего: между фильмами десять лет, у героя тут семья, дети, долги и все такое. Но спустя двадцать минут экранного времени становится понятно, что фильм будет совсем не про это.

Потому что десять лет ничего так и не изменилось. В конце «Страны Садов» герой принимает решение: позволить себе быть собой, не винить себя ни за что и идти к своей мечте. «Хотел бы…» рассказывает о цене такого решения. Путь не будет легким, и недостаточно заниматься любимым делом и иметь хорошую семью, чтобы быть счастливым.

Взрослый человек – это тот, кто знает, что нужно делать в любой ситуации, так? Ну вот нет, не так. Повзрослев, лирический герой оказывается в ситуации, где сделать ничего нельзя. И хотелось бы обвинить в этом вечный образ Зака Браффа – легкомысленного и чуть ли не придурковатого. Но в этом фильме руки опускаются абсолютно у всех: суперответственная жена героя не может оставаться на нелюбимой работе, отец страдает от болезни, дети вынуждены покинуть любимую школу, а брат замкнулся в своей эхо-камере. Все эти люди самых разных возрастов, все они всю жизнь поступали правильно, и теперь никто из них не знает, что делать дальше. Очень интересный и тонкий момент наступает, когда главный герой кричит на брата, обвиняя его в неготовости принять реальную жизнь, с которой сам герой не знает что делать.

Этот фильм про беспомощность. Не про отчаяние: Зак прекрасно передал растерянность человека, который не понимает, куда ему сделать следующий шаг. И, разумеется, Брафф не был бы собой, если бы не предложил решение этого вопроса.

Начни с малого. Сделай что-нибудь. Необязательно большое, необязательно глобальное. В этом мире вообще все глобальное состоит из маленьких частей. Слона надо есть по кусочку.

Зак снимает независимое кино (в этот раз даже финансирование на «Кикстартере» собирал), и ему позволяется быть гораздо более философским, чем голливудский мейнстрим. С возрастом он как режиссер становится все более задумчивым. Изменился и его визуальный вкус: в фильме много статичных планов и плавного движения камеры, есть привычные визуальные шутки, но в целом он гораздо более сдержанный, чем предыдущие работы автора.

Независимость проявляется и в актерском составе. На второстепенных ролях тут множество знакомых по «Клинике» актеров (милое и на удивление уместное камео Тёрка) и других бывших коллег – например, Джим Парсонс (который в «Стране Садов» еще не знал, что будет суперзвездой). Короче, Зак собрал на съемочной площадке всех своих друзей.

При этом кино получилось не без недостатков. Первый и самый неожиданный – актёрская игра самого Зака, который тут и главный герой, и режиссер, и сценарист. Кажется, он так увлечен историей как автор и фильмом как творец, что свою актёрскую задачу просто проматывает на ускорении. Когда отец говорит главному герою о своей болезни, Зак играет откровенно халтурно, да и в целом поверить в отчаяние Браффа в этом фильме сложнее, чем в замкнутость его героя в «Стране Садов» или безбашенность «Клиники». Возможно, ему стоило уступить эту роль другому актёру.

Вторая проблема – в динамике. Фильм сильно провисает в середине, сосредотачиваясь на мучениях героев, прежде чем разогнаться найденными решениями. В это же время максимально дурацкими становятся шутки. Фильм становится наивно-нелепым, и это не милая наивность, а та, от которой окружающим неловко.

Удивительно, но кино с такими недостатками умудряется остаться интересным. Это философский фильм без лишнего умствования, это хорошая семейная комедия, а ещё тут чуть ли не лучший (и очень конкретный) совет об отношениях с Богом в кинематографе. И ещё тут есть несколько тех-самых-Зак-Брафф-моментов безумия и фантазии, по которым можно узнать Джей Ди. Так что если вы любите Клинику, то фильм вам зайдёт.


Шер и репост: