Фильмы про Первую мировую войну

В начале двадцатого века военные технологии совершили стремительный рывок, позволив генералам убивать тысячи людей за минуты. Те солдаты, кто смог пешком или на лошади вырваться из облаков ядовитого газа и шрапнели, передали свой ужас гражданским. Бездумное использование опасных веществ, плохо просчитанной бронетехники и экспериментальных тактик ведения боя привели к потерям как среди обороняющихся, так и нападающих.

Как таковая Первая мировая в современном кинематографе представлена слабо, но мифы и свидетельства очевидцев в значительной степени повлияли на фантастику. Писатели и кинематографисты начали представлять масштабы войн далекого будущего, штурмовые корабли будут пылать на подступах к Ориону, а Си-лучи мерцать во тьме близ врат Тангейзера.

Тем не менее у Paramount Comedy есть десятка лучших картин о Первой мировой войне для вас.

Тропы славы

Тропы славы
  • Оценка 8,1 / 8,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, военный
  • Страна США
  • В главных ролях Кирк Дуглас, Ральф Микер, Адольф Менжу
  • Режиссёр Стэнли Кубрик
  • Длительность 1:28
  • Студия Bryna Productions
  • Дата премьеры 1 ноября 1957
  • Сценарий Джим Томпсон, Колдер Уиллингэм, Стэнли Кубрик

«Тропы славы» – первый фильм Стэнли Кубрика, после которого о нем стали говорить как о большом авторе. Экранизация романа Хэмфри Кобба на этапе производства не обошлась без проблем. Даже исполнитель главной роли Кирк Дуглас не верил в финансовый успех картины, хотя и сразу влюбился в сценарий, присланный Кубриком. Выбор забытой к пятидесятым книги Кобба и вообще темы Первой мировой войны казался странным и вроде бы даже неуместным в то время. Да, хайпануть на тематике не удалось бы, зато можно было вертеть материал как угодно, что молодому постановщику и нужно было. Да, денег выделили на картину маловато для военной драмы, меньше миллиона долларов, больше трети суммы ушло на гонорар Дугласа. Но в ограничениях рождается искусство.

1916 год, Западный фронт, генерал Брулар дает приказ атаковать неприступную позицию на Муравьиной холме. Полковник Дакс (Кирк Дуглас), командир пехотного полка, точно понимает, что операция безнадежна. Тем не менее после всем очевидной неудачи генерал приказывает расстрелять за трусость трех рандомных человек. Будучи бывшим адвокатом по уголовным делам, Дакс готовит речь в защиту своих солдат, хотя сам признает, что для поддержания дисциплины периодически кого-то нужно ставить к стенке.

Кубрик даже хотел сделать финал позитивным и духоподъемным, но продюсер Джеймс Б. Харрис не стал прямо говорить руководству студии о вариантах финала и просто передал оригинал сценария в надежде, что никто до туда не дочитает.

Из-за антивоенной направленности «Тропы» были запрещены в Испании под давлением генерала Франко. А Франция бойкотировала картину из-за негативного изображения французской армии. В Швейцарии по той же причине фильм был под запретом до 1978 года. Бельгия и вовсе потребовала ввести предисловие, что в фильме показан единичный случай, не отражающий подлинного героизма французских солдат. Трагедия Первой мировой до сих не изжита в сознании людей, а в то время и вовсе то ли была табуирована, то ли никому не хотелось вспоминать дикие времена. Этим прокатная судьба «Троп» отражает описываемые события.

Трейлер:


1917

1917
  • Оценка 7,9 / 8,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, военный
  • Страна Великобритания, CША, Индия, Испания
  • В главных ролях Джордж Маккей, Дин-Чарльз Чапман, Бенедикт Камбербэтч, Колин Ферт
  • Режиссёр Сэм Мендес
  • Длительность 1:59
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 4 декабря 2019
  • Сценарий Кристи Уилсон-Кернс, Сэм Мендес

Сэм Мендес – мастер историй о кризисе среднего возраста. Его «Красота по-американски» о мужчине, потерявшем вкус к жизни и решающем больше не строить из себя вежливого гражданина, взял пять премий «Оскар». Бонд у Мендеса тоже стал кризисной персоной, разочаровавшейся в своем пути. До «Бондианы» режиссер уже обращался к военной тематике в неоднозначно оцененных «Морпехах». Постановщик умудрился ярко рассказал об операции США в Ираке без демонстрации боевых действий. Но никто не мог подумать, что следующим проектом британца станет фильм о Первой мировой войне, да еще и снятый одним дублем. Конечно, склейки в нем есть, но ощущается картина как две большие непрерывные сцены. Сам Мендес говорил, что сценарий фильма основан историях о службе во время Первой мировой, которые ему рассказывал его дед.

6 апреля 1917 года британская воздушная разведка сообщает, что отступление немцев фейковое, и они просто под шумок хотят занять хорошо укрепленную позицию. Тогда командующий армией дает приказ капралам Тому Блеку (Дин-Чарльз Чапман) и Уильяму Скофилду (Джордж Маккей) доставить сообщение полковнику Маккензи (Бенедикт Камбербэтч), чтобы тот отменил готовящееся наступление. Двум солдатам предстоит пересечь поле боя и еще массу опасных позиций. Но у Блейка есть личный мотив – брат капрала служит под командованием Маккензи.

После ограниченного проката на одиннадцати экранах и получения двух «Золотых глобусов» фильм стал фаворитом премии «Оскар». «1917» получил одиннадцать номинаций и три статуэтки за «Лучшую операторскую работу», «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший звук». Нельзя сказать, что сюжет – сильная сторона картины, а многие критики ругали фильм за излишнюю аттракционность. Были даже сравнения с видеоиграми, где герой последовательно выполняет квесты и зарабатывает ачивки на пути к главной цели. Динамичное действо служит фоном, погружающим в страшную атмосферу войны и личных переживаний героев. Но и для экшен здесь головокружительный.

Трейлер:



Джонни взял ружье

Джонни взял ружье
  • Оценка 8,2 / 7,9 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр драма, военный
  • Страна США
  • В главных ролях Тимоти Боттомс, Кэти Филдс, Марша Хант
  • Режиссёр Далтон Трамбо
  • Длительность 106 мин. / 01:46
  • Студия World Entertainment
  • Дата премьеры 14 мая 1971
  • Сценарий Далтон Трамбо, Луис Бунюэль

Фильм, который многие знают по клипу группы Metallica «One», стал режиссерским дебютом сценариста Далтона Трамбо. К моменту начала работы над фильмом по собственному роману Трамбо уже полностью восстановил репутацию в киноиндустрии после одиннадцатимесячного заключения в федеральной тюрьме по обвинению в связях с коммунистической партией. Сам роман был запрещен в годы Второй мировой войны, как разлагающий боевой настрой бойцов.

Молодой солдат Джо получил страшные увечья. Взрыв лишил парня конечностей и всех органов чувств, а дышит он с помощью специального клапана. За неимением документов и способов идентификации личности врачи нарекают несчастного «Неизвестный солдат №47» и считают, что он больше ничего не помнит, не чувствует боли и не испытывает эмоций. Однако, очень скоро Джо осознает себя и понимает, что он полностью беспомощен. Парню остается только вспоминать прошлое и ждать смерти.

«Please, God, help me» – кричал Джеймс Хэтфилд в музыкальной кульминации «One» на концерте с симфоническим оркестром, и это описывает все давящее ощущение от просмотра картины Трамбо. Постановщик не постеснялся показать, что делает война с человеком во всех аспектах. Сцены реальной жизни героя режиссер сделал черно-белыми, а воспоминания и страхи цветными, показывая безнадежность и бессмысленность существования Джо. Однако, картина оказывается скорее вдохновляющей, ведь умирающий в одиночестве солдат находит способ связи с миром и цепляется за него.

Трейлер:


Боевой конь

Боевой конь
  • Оценка 7,7 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр боевик, драма, приключения, военный, история
  • Страна США, Индия
  • В главных ролях Джереми Ирвин, Питер Муллан, Эмили Уотсон
  • Режиссёр Стивен Спилберг
  • Длительность 146 мин. / 02:26
  • Студия Amblin Entertainment
  • Дата премьеры 4 декабря 2011
  • Сценарий Ли Холл, Ричард Кёртис, Майкл Морпурго

В экранизации романа Майкла Морпурго Стивен Спилберг вернулся к корням и сделал наверное самый трогательный фильм в своей карьере. Ну, после «Инопланетянина» разве что. В «Боевом коне» режиссер признается в любви тем фильмам, на которых рос.

Мальчик Альберт, сын английского фермера, как-то стал свидетелем родов чистокровной породистой лошади. Отец Альберта покупает подросшего жеребенка на аукционе за большие деньги, что грозит семье отъемом фермы за неуплату аренды. Счастливый Альберт же дни напролет проводит в компании коня, которого называет Джоуи. Мальчик обучает животное командам и разрабатывает целый язык общения. Но начинается Первая мировая война и отец Альберта тайком продает Джоуи, хотя мальчик приучил коня работать в поле. Капитан Николс, купивший коня, пообещал прибежавшему на рынок Альберту вернуть Джоуи сразу после войны. Альберт немедленно пытается попасть на фронт, но не проходит по возрасту, а Джоуи становится настоящим боевым конем.

Да, «Боевой конь» – дань классике, но не оммаж и даже не стилизация, это чисто спилберговское кино со своими визуальными фишками и идеями. Одними батальными сценами режиссер показывает свое отношение к войне. Перепрыгивающий танки Джоуи похож на сказку или мечту, где жизнь сильнее любых громыхающих военных машин.

Трейлер:


Галлиполи

Галлиполи
  • Оценка 7,6 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, приключения, военный
  • Страна Австралия
  • В главных ролях Мэл Гибсон, Марк Ли, Билл Керр
  • Режиссёр Питер Уир
  • Длительность 1:50
  • Студия Village Roadshow
  • Дата премьеры 7 августа 1981
  • Сценарий Дэвид Уильямсон, Эрнест Рэймонд, Питер Уир

Два молодых австралийских легкоатлета познакомились буквально на бегу в мае 1915 года. Будучи полными противоположностями друг друга, Арчи (Марк Ли) и Фрэнк (Мэл Гибсон) становятся лучшими друзьями. Они вместе тренируются, вместе же идут на фронт Первой мировой войны, движимые романтическими взглядами на жизнь. Вся следующая часть картины показывает бойню при Галлиполи, стандартно для той войны плохо спланированную. Австралийцы и новозеландцы потерпели чувствительное поражение от турецких войск.

Конечно, этот фильм не о войне, а о любви и преданности перед лицом смерти. Картина Питера Уира, который после успеха «Галлиполи» перебрался в Голливуд, является одной из лучших антивоенных работ в истории кинематографа, хотя и взяла только австралийские премии, а на мировых фестивалях – только номинации. В частности, фильм получил номинацию на «Золотой глобус» за лучший зарубежный фильм и номинацию на премию Национального совета кинокритиков США за лучший фильм.

Трейлер:



На западном фронте без перемен

На западном фронте без перемен
  • Оценка 8,0 / 8,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, военный
  • Страна США
  • В главных ролях Лью Эйрс, Луис Волхайм, Джон Рэй
  • Режиссёр Льюис Майлстоун
  • Длительность 2:16
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 21 апреля 1930
  • Сценарий Эрих Мария Ремарк, Джордж Эбботт, Уолтер Энтони

Роман Эриха Марии Ремарка, опубликованный в 1928 году, экранизировали два раза, и оба фильма стали значимыми. Но экранизация 1930 года режиссера Льюиса Майлстоуна получила две премии «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший фильм. Если не углубляться в сюжет, то фильм повествует о вчерашних школьниках, толпой рванувших на фронт Первой мировой войны под влиянием пропаганды.

Фильм повлиял на кинопроизводство всей индустрии. До «Западного фронта» никто не снимал антивоенное кино с подобным размахом. Двадцать акров земли в Калифорнии были превращены в поля сражений, на которых и бились более двух тысяч человек массовки. Также именно на съемках «Фронта» впервые использовался передвижной кран с камерой. У картины есть минимум три версии: 140-минутная, 110-минутная и вариант на 90 минут. А в 1939 году была выпущена редакция со специальной антинацистской вставкой.

Работа над картиной повлияла на исполнителя главной роли Лью Эйрса. Он отказался от воинской службы во время Второй мировой войны, что вызвало серьезный резонанс в обществе. Вместо этого Эйрс служил медиком американского Красного Креста на Тихоокеанском фронте. Также режиссер Майлстоун отказался потакать продюсерским прихотям и оставил трагичный финал из романа.

Трейлер:


Гордость

Гордость
  • Оценка 6,7 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, драма, приключения
  • Страна Иордания, Катар, Великобритания
  • В главных ролях Джасир Эйд аль-Хвиетат, Хуссейн Саламех аль-Свеилхийен
  • Режиссёр Аджи Абу Новар
  • Длительность 1:40
  • Студия Noor Pictures
  • Дата премьеры 4 сентября 2014
  • Сценарий Наджи Абу Новар, Бассель Гандур

В научно-популярных передачах о ближневосточном фронте Первой мировой войны вспоминают редко. А уж в кино к периоду Великого арабского восстания против правящей династии Османов империи и после обращаются только кинематографисты стран, непосредственно принимавших участие в событиях. Поэтому когда иорданская «Гордость» дошла до Венецианского фестиваля, а Аджи Абу Новар получил приз за лучшую режиссуру, о фильме начали говорить. В частности, Мэтт Деймон, находившийся на съемках «Марсианина» в Иордании, был поражен качеством съемки «Гордости» и режиссурой мирового уровня. Позже режиссер и сценарист фильма Руперт Ллойд получили премию BAFTA за лучший дебют. Ну и номинации на «Оскар» скоро подъехали, что стало прорывом для иорданского кинематографа.

Хусейн, сын недавно умершего шейха, пытается воспитывать младшего брата в традиционных канонах бедуинских общин. В условиях войны эти общины наиболее безопасны, так как изолированы от основного театра военных действий пустыней. Относительно мирную жизнь прерывает офицер британской разведки со своим арабским переводчиком. Им нужен проводник, чтобы безопасно провел до места назначения, ведь из-за закрытия Хиджазской железной дороги в округе развелись разбойники, да и османские наемники тоже рыщут неподалеку. В пути к группе присоединяется брат Хусейна Тебе, им приходится взять с собой мальчика, которому предстоит очень быстро повзрослеть и увидеть настоящую жизнь во всей ее неприглядности.

Трейлер:


Души в снежном вихре

Души в снежном вихре
  • Оценка 6,8 / 7,6 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, военный
  • Страна Латвия
  • В главных ролях Ото Брантевич, Мартиньш Вилсонс, Резия Калниня
  • Режиссёр Дзинтарс Дрейбергс
  • Длительность 2:03
  • Студия Kultfilma
  • Дата премьеры 8 ноября 2019
  • Сценарий Борис Фрумин, Александр Гринс

Кино из стран Прибалтики – большая редкость в наших подборках, а о Первой мировой – вовсе представитель Красной книги Paramount Comedy. Экранизация романа военного корреспондента и участника боевых действий времен Первой мировой войны Александра Грина стала самой просматриваемой в кинотеатрах Латвии в 2019 году, что лишний раз подтверждает слабую репрезентацию событий первой четверти двадцатого века в культуре. И это с учетом тесной связи последствий Первой мировой для Латвии и последующей борьбой за независимость в стране.

Роман был запрещен в СССР, а сам Грин, как говорится, человек сложной судьбы. Военное образование получил в Москве, попал в батальоны латышских стрелков, был ранен, потом служил в армии Латвийской ССР и перешел на сторону войск Латвийской Республики. В конце концов, в 1941 году был расстрелян сотрудниками НКВД СССР.

Артурс Ванагас, вчерашний школьник, после смерти матери отправляется на фронт Первой мировой в составе батальонов латышских стрелков Русской императорской армии. На войне парень теряет отца и брата, а вскоре оказывается в центре гражданской войны, где нельзя соблюсти нейтралитет.

Режиссер попытался передать неостановимую мощь военных жерновов, перемалывающих целые народы, вынужденные впоследствии биться со своими братьями и соседями за какие-то убеждения, далекие от гуманистических по обе стороны конфликта. Конечно, восьмисотстраничный фолиант перенести дотошно бы не получилось, да и цели такой не было. Заряд патриотизма и гордости за свою страну, который несет в себе картина, поистине впечатляет. При этом в картине нет привычного для антивоенного кино пафоса, это история о людях глазами людей.

Трейлер:



И корабль плывет

И корабль плывет
  • Оценка 7,6 / 7,6 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр комедия, музыкальный, исторический
  • Страна Италия, Франция
  • В главных ролях Фредди Джонс, Барбара Джеффорд, Элиза Майнарди
  • Режиссёр Федерико Феллини
  • Длительность 2:13
  • Студия Gaumont
  • Дата премьеры 10 сентября 1983
  • Сценарий Тонино Гуэрра, Федерико Феллини

После мрачной одноименной песни группы «Би-2», явных фанатов творчества Федерико Феллини, соотнести фильм с названием «И корабль плывет» с комедией и фарсом довольно трудно. Тем более, что перевод, мягко говоря, неточный. Если буквально, то «Et vogue le navire» можно перевести, как «Плыла-качалась лодочка», что гораздо лучше передает горько-насмешливый посыл картины известного мастера неоднозначностей.

Из Неаполя в 1914 году вышел пассажирский лайнер, забитый актерами, музыкантами, аристократами, собравшимися по пустяковому для мира, но важному для них делу – развеять прах одной оперной дивы над морем недалеко от ее родного острова. В это время вспыхивает Первая мировая война, и богема вместе с богатеями вынуждены потесниться, чтобы корабль мог взять на борт сербских беженцев. Но на беду всех пассажиров австро-венгерский броненосец оказался на пути у ковчега жизни. Трагедии избежать не удается, и оба судна идут ко дну.

Весьма мрачный в описании сюжет у Феллини обставлен как фарс и история о гибели искусства, недаром последующие работы режиссера не отличались особым эстетством. Постановщик как бы манифестирует, что не время для рюшей и оборок, красота умерла, ее убили. При этом общая искусственность происходящего, не скрываемая ни в одном кадре (полиэтиленовые волны вместо настоящих, прожектор вместо лунного света), доходит до абсурда, когда в финале зрителю показывают съемочную команду. «Так правительство лишило меня отца» – пел Роджер Уотерс. Возможно, также война лишает мир искусства, хотел сказать автор, а может, просто хотел потроллить костюмные драмы и антивоенные фильмы. После «Корабля» немножко неловко смотреть, например, «Титаник» Джеймса Кэмерона.

Трейлер:


Чудо-женщина

Чудо-женщина
  • Оценка 6,8 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, боевик, фантастика
  • Страна США, Великобритания
  • В главных ролях Галь Гадот, Крис Пайн, Дэвид Тьюлис
  • Режиссёр Пэтти Дженкинс
  • Длительность 2:21
  • Студия Warner Bros.
  • Дата премьеры 15 мая 2017
  • Сценарий Аллан Хейнберг

Ну забить последний гвоздь… нет, не в крышку гроба, а нашего сооружения из картин о Первой мировой может только комикс-муви. Когда куратор киновселенной DC Зак Снайдер заявил, что события приквела «Бэтмена против Супермена» о приключениях Чудо-женщины будут происходить во время Первой мировой войны, фанаты несколько озадаченно начали чесать затылки. Амазонка, дочь Зевса и первая более или менее технологичная, от того и самая страшная война как-то не клеились вместе. После трейлера, где Диана Принс в модном темискирском обмундировании отбивала артиллерийские снаряды божественными наручами и прикрывалась от шквала пуль щитом люди озадачились еще больше. Известно, что Снайдер хотел перенести амазонку в Крымскую войну, где ещё неопытная воительница рубила бы головы направо и налево, но была бы вроде как более уместна в сеттинге. Но режиссерка Пэтти Дженкинс решила, что начало двадцатого века с его до сих пор архаичным отношением к женщинам и прогрессивные взгляды жительниц Темискиры – отличное время для становления героини, прожившей в вакууме с мамой.

Когда на райский остров амазонок, скрытый от людских глаз, прилетает, терпя крушение, пилот британской разведки Стив Тревор (Крис Пайн), дочь царицы Темискиры Ипполиты (Конни Нильсен) Диана (Галь Гадот) больше узнает не только об анатомии мужчин, но и о том, что в мире идет война, самая большая и жестокая в истории. Бравая идеалистка упрашивает маму отпустить ее, ведь такое побоище – явно результат проделок вернувшегося из небытия бога войны Ареса (Дэвид Тьюлис). Но царица строго-настрого запрещает гулянку. Диана же крадет крутой доспех вместе с мечом «Убийца Богов», который оставил амазонкам Зевс для победы над Аресом, и сбегает в Лондон с Тревором, которому вообще-то срочно надо доставить командованию информацию о разработке немцами особо опасного газа, от которого не поможет ни один противогаз.

Наивная и желающая только помочь людям, уничтожив зло, Диана – воплощение мира. У нее нет никакой личной драмы за спиной, Ареса она видеть не видела, как и настоящей войны, это просто ее выбор, что очень нетипично для супергероики последних тридцати лет. Когда рвущаяся найти и убить Ареса Чудо-женщина видит искалеченных солдат и мирных жертв военных действий, это повергает ее в шок. Ведь война всегда представлялась ей чем-то романтическим и красивым, где враги следуют правилам и руководствуются честью. До последнего Диана не может поверить, что, возможно, нет никакого Ареса, а люди сами по себе такие, склочные, жадные и агрессивные существа, склонные к самоистреблению. Это мог быть самый мощный посыл в истории кинокомиксов, который идеально бы объяснил, почему на момент событий «БпС», амазонка скрывалась от человечества уже сто лет. Но быстро влетевший в последний вагон спасения к населенной DC креативный директор Джефф Джонс ввел в последний акт Бога Войны, который, хоть и говорит, что не вынуждал людишек воевать и изобретать оружие, но в сознании зрителя остается источником всех зол. Тем не менее духоподъемный, хоть и грустный финал ленты, оставляет старое доброе чувство, что любой мир стоит борьбы за него.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?