Фильмы про легенды

Древние и не очень легенды – отличный материал для кинематографистов. Тем и хороши бессмертные истории, основанные на архетипах и интуитивно понятных конфликтах, что их можно бесконечно переосмыслять. А зрителю нравится погружаться в фэнтезийный мир, в котором нет границ для воображения.

С темой легенд легко застрять на экранизациях древнегреческих мифов, но мы будем трактовать это понятие максимально широко и расскажем о самых интересных фильмах жанра по версии Paramount Comedy.

Дерсу Узала

Дерсу Узала
  • Оценка 8,0 / 8,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, приключения, биография
  • Страна СССР, Япония
  • В главных ролях Максим Мунзук, Юрий Соломин, Владимир Кремена
  • Режиссёр Акира Куросава
  • Длительность 136 мин. / 02:16
  • Студия Мосфильм
  • Дата премьеры 2 августа 1975
  • Сценарий Акира Куросава, Юрий Нагибин, Владимир Арсеньев

Когда легендарному Акире Куросаве предложили поучаствовать в совместном с СССР проекте, постановщик страдал от тяжелейшей депрессии, развившейся на фоне творческого кризиса. Так обычный таежный охотник спас художника, уже помышлявшего о самоубийстве.

Самого охотника по имени Дэрчу прославил писатель-этнограф Владимир Арсеньев. Однажды во время экспедиции в Тайгу группа Арсеньева встречает Дэрчу. Возникший словно из ниоткуда дед, говорящий о природе как о разумном живом существе, здорово напряг ученых. Охотник проповедовал, что каждая жизнь ценна, и убивать без необходимости нельзя, ведь каждый дух бессмертен и способен мстить за себя. В итоге вольный стрелок, бьющий без промаха, не один раз выручил команду. Сначала Дэрчу спас людей, поговорив с тигром и убедив его, что они – не угроза. В другой раз Дэрчу сказал, что надо готовить укрытие, а через некоторое время налетела смертельно опасная метель. Дэрчу стал настоящим другом для писателя, Арсеньев сделал из него почти супергероя, способного сосуществовать в Тайгой в полной гармонии.

В общем и целом, фильм рассказывает об экспедиции Арсеньева, в ходе которой писатель познает великие тайны Тайги с помощью внезапного провожатого. Друг и вдохновитель, Дерсу изменил восприятие реальности ученого. Арсеньеву было трудно понять, как человек может чувствовать себя свободным в мире абсолютной пустоты.

Трейлер:


Легенды ночных стражей

Легенды ночных стражей
  • Оценка 7,5 / 6,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр мультфильм, фэнтези, боевик
  • Страна США, Австралия
  • В главных ролях Джим Стерджесс, Джеффри Раш, Эмили Барклай
  • Режиссёр Зак Снайдер
  • Длительность 90 мин. / 01:30
  • Студия Warner Bros.
  • Дата премьеры 23 сентября 2010
  • Сценарий Джон Орлофф, Эмиль Штерн, Кэтрин Ласки

Сам фильм, конечно, не по легенде, а по серии книг Кэтрин Ласки, но истории о великих приключениях больше всего вдохновляют героя больше всего.

Людей на Земле давно нет, довели они себя до полного исчезновения. Зато птицы уже дошли до развитого феодализма. Несколько домов борются за власть и главенство своей идеологии. Клан Чистых, например, создал оружие, подавляющее волю, и решил поработить свободных демократических сов. Но главный герой, молодой Сорэн из рода Тито, верящий в миф о Ночных Стражах, сражающихся когда-то за Добро единой армией, решает вступить в неравный бой с силами тьмы.

Снайдер создает эпический сюжет, яркий и глубокий, а его персонажи преодолевают трудности и сами становятся легендами. Духоподъемное полотно о борьбе с подлинным фашизмом режиссер изображает самыми яркими цветами и жирными мазками. И это действует на сознание, как гипноз.

Трейлер:



Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном

Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном
  • Оценка 7,8 / 8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фэнтези, драма
  • Страна Япония
  • В главных ролях Митие Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни
  • Режиссёр Масаки Кобаяси
  • Длительность 163 мин. / 02:43
  • Студия Toho
  • Дата премьеры 29 декабря 1964
  • Сценарий Ёко Мидзуки, Лафкадио Хирн

«Кайдан» – это альманах историй, основанных на народных японских легендах. Четыре новеллы, в которых зритель точно узнает элементы японских хорроров, удивляют своей красотой. У «Кайдана» даже есть «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Новелла «Черные волосы» рассказывает о самурае, который бросил свою жену-простолюдинку ради женитьбы на богатой наследнице. Это позволит ему вырваться из нищеты и построить карьеру. Но персонаж обнаруживает, что жить с нелюбимой женщиной – для него тяжкое испытание, он не в состоянии делать то, что ему скажут богатые родители супруги. Тогда отец девушки отправляет его воевать на долгие годы. После всех битв герой возвращается к своей жене, и она его прощает. Правда, утром выясняется, что женщина давно мертва, от нее остался только скелет и черные волосы.

«Снежная женщина» – это история о лесорубах, замерзающих в чаще. Один из них встречает призрака зимы Юки-онну. Снежная женщина щадит парня, потому что он ей очень понравился. За это призрак просит только не болтать о ее милосердии. Выживший возвращается к людям и со временем находит себе жену. После многих лет счастливой жизни парень рассказывает супруге о призраке зимы. Тогда персонаж понимает, что его жена и есть этот призрак.

«Рассказ о Безухом Хойти». Хойти – слепой музыкант, живущий в монастыре. Его постоянно ругают за беспечность. И не зря. Однажды он случайно связался с духами самураев. Настоятель узнает о беде глупого музыканта и приказывает расписать всего Хойти рунами, защищающими от призраков, пока они не добрались до несчастного и не разорвали на куски. Правда, монахи забывают про уши.

«В чашке чая» снова повествует о самурае. В этот раз благородный воин увидел в чашке чая отражение человека, который тем же вечером приходит на ночное дежурство самурая. Герой в страхе пытается убить незваного мистического гостя. Но человек растворяется в воздухе. Правда, оказывается, что это история, которую читал писатель начала двадцатого века.

Этот фильм будто переносит в древнюю Японию, где все эти сказочные персонажи из сказок, кажется, могли существовать в реальности.

Трейлер:


Крампус

Крампус
  • Оценка 5,8 / 6,2 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фэнтези, драма, комедия
  • Страна США
  • В главных ролях Эмджей Энтони, Адам Скотт, Тони Коллетт
  • Режиссёр Майкл Догерти
  • Длительность 98 мин. / 01:38
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 30 ноября 2015
  • Сценарий Тодд Кэйси, Майкл Догерти, Зак Шилдс

Демон Крампус – персонаж множества легенд. Но кинематограф нечасто обращается к фигуре Крампуса, хотя что может быть интереснее истории про злого Санту? По лору демон сопровождает святого Николая в его дарственном ночном трипе и наказывает плохих детей.

К Тому и Саре Энджелам приезжают родственники со стороны Сары (Тони Коллетт) встретить Рождество. В составе гостей: раздражающий Тома реднек Говард (Дэвид Кокнер), он же охотник и фанат оружия, его жена грубиянка Линда, она же сестра Сары, их дочери-спортсменки, обожающие унижать чувствительного сына Энджелов Макса (Эмджей Энтони), и настоящий мастер абьюза тетушка Дороти. Не хватало Энджелам проблем с родней и разборок между собой, так еще на их город налетает страшная метель, а дочь Бет не возвращается вовремя от своего парня, живущего неподалеку. Вскоре выясняется, что в округе и в доме появились страшные зубастые существа, а огромный рогатый демон охотится на обитателей дома и их соседей.

Мрачная рождественская сказка Майкла Догерти обманывает ожидания и предлагает необычный сорт развлечения. По трейлерам ожидалась чудаковатая комедия с элементами мифологии в духе Дель Торо. Но Догерти устраивает настоящие американские горки для зрителя, разыгрывая черный комедийный сюжет о семейных отношениях, а потом жестокий хоррор про монстра, с которым невозможно договориться. Даже детский рейтинг играет на руку фильму, создавая еще больше напряжения в криповых сценах, а появление злого деда мороза обставлено и вовсе, как первый выход оформившегося Чужого в фильме Ридли Скотта.

Трейлер:


Вальгалла: Сага о викинге

Вальгалла: Сага о викинге
  • Оценка 6,7 / 6,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фэнтези, боевик, драма, приключения
  • Страна Дания, Великобритания
  • В главных ролях Мадс Миккельсен, Маартен Стивен, Гари Льюис
  • Режиссёр Николас Виндинг Рефн
  • Длительность 93 мин. / 01:33
  • Студия BBC Films
  • Дата премьеры 4 сентября 2009
  • Сценарий Николас Виндинг Рефн, Рой Якобсен, Мэттью Рид

Рефн – мастер создавать собственные мифы. Его герои прорисованы неизменно красочно, но схематично. Достаточно вспомнить персонажа Райана Гослинга в серебристой куртке, эффектно хрустящего перчаткой на руле (фильм «Драйв»), человека-легенду и бунтаря Чарльза Бронсона в исполнении усатого Тома Харди и, конечно, одноглазого викинга от Мадса Миккельсена, которого боится весь варварский мир.

Одноглазый – самый опасный и жестокий зверь. Хозяева-язычники держат викинга на привязи и выставляют против смельчаков, участвующих в боях за деньги. Участь их незавидна. Но однажды Одноглазого все-таки продают от греха подальше, правда, во время транспортировки викинг жестоко убивает бывших хозяев, оставив в живых только мальчика. Теперь паренек повсюду следует за немым дикарем и заменяет ему язык. По ходу сюжета новая команда встречает крестоносцев, идущих, само собой, в Иерусалим, чтобы там выстроить рай. Для этой миссии им, конечно, пригодится такой легендарный воин, как Одноглазый. Но путешествие через странный туман приведет фанатиков скорее в ад.

Медитативный, полный отсылок к «Сталкеру» Тарковского, максимально непонятный фильм, как и немой главный герой, пытается исключительно визуально рассказать, о чем он. Речь у Рефна здесь ничего не поясняет в сюжете, а лишь служит для описания склада мышления людей, которые окружают викинга. Одноглазый – то ли бог, то ли воплощение самой природы – понимает о вселенной все и смотрит что на христиан, что на язычников как на муравьев. Он не боится смерти и сам решает, кому жить, а кому умереть.

Трейлер:



Бен-Гур

Бен-Гур
  • Оценка 8,1 / 8,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, история, приключения
  • Страна США
  • В главных ролях Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит, Стивен Бойд
  • Режиссёр Уильям Уайлер
  • Длительность 212 мин. / 03:32
  • Студия Metro-Goldwyn-Mayer
  • Дата премьеры 18 ноября 1959
  • Сценарий Лью Уоллес, Карл Танберг, Гор Видал

По слухам в Иудее, где живут сплошь вольнодумцы, родился Сын Божий, что грозит разного рода брожениями в и без того проблемной колонии Римской империи. Разбираться с вопросом был отправлен свежеиспеченный римский трибун Мессала (Стивен Бойд), ну потому что он сам из Иудеи. На малой родине он встречает друга детства Иуду Бен-Гура. Так как друг стал богатым уважаемым человеком, Мессала решает воспользоваться его положением в обществе и попросить помощи в поимке противников империи. Как ни странно, но Иуда отказывается, за что его и ссылают на галеры. Семью политического преступника арестовали. В пути к месту изгнания Бен-Гур встретил Сына Божия Иисуса Христа, измученного, но не сломленного. Эта встреча поражает уже почти сдавшегося Иуду и придает ему сил для будущей борьбы.

К концу пятидесятых студия Metro-Goldwyn-Mayer находилась на грани банкротства. Большой эпичный фильм с кучей красочных сцен был последним шансом удержаться на плаву. Продюсер Сэм Цимбалист рассудил гениально просто: дорогущий «Камо Грядеши» принес МGM много денег, значит, надо сделать еще более масштабное зрелище. Одна гонка на колесницах, в которой участвует главный герой, чтобы добраться до своего обидчика, до сих пор может дать фору кульбитам из «Форсажа».

Собственно, историю Христа фильм затрагивает поверхностно. По сути «Бен-Гур» рассказывает собственную версию событий, как Воланд когда-то незадачливым советским литераторам на Патриарших прудах.

Трейлер:


Ной

Ной
  • Оценка 6,6 / 5,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр драма, приключения, фэнтези
  • Страна США
  • В главных ролях Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон, Логан Лерман
  • Режиссёр Даррен Аронофски
  • Длительность 138 мин. / 02:18
  • Студия Paramount Pictures
  • Дата премьеры 2014
  • Сценарий Даррен Аронофски, Эри Хэндел

Не секрет, что Даррен Аронофски считает себя если не богом в привычном понимании, то уж точно демиургом. Чаще всего на передний план у него выведена фигура творца, терзающегося теми или иными этическими дилеммами. И в этой мифической фигуре читается сам Аронофски. Если в «Маме!» режиссер, наконец, дошел до буквальной демонстрации своего мироощущения, то в интерпретации библейской истории автор еще довольно тонок, насколько это возможно в такой тяжеловесной истории.

Потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы, не вступают в бесконечные войны с собратьями за земные ресурсы. Ной и его племя живет в гармонии с природой, за что Бог и одарил главу общины видением страшного потопа. Дальше – плот (и еще какой!), разных тварей пары и все такое.

Аронофски сделал из своего фильма притчу с мегаломанским размахом и зверино серьезным лицом. Ну а как еще может быть, когда автор рефлексирует по поводу того, каким получился мир, в котором он живет. Если бы Даррен имел чуть больше самоиронии, он бы назвал фильм «Потоп Аронофски» (привет, «Меланхолия Ларса фон Триера»).

Трейлер:


Одиссей

Одиссей
  • Оценка 8,1 / 7,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фэнтези, драма, приключения, история
  • Страна Великобритания, Италия, Германия, США, Турция, ЮАР
  • В главных ролях Арманд Ассанте, Грета Скакки, Изабелла Росселлини, Эрик Робертс
  • Режиссёр Андрей Кончаловский
  • Длительность 176 мин. всего
  • Студия Hallmark Entertainment
  • Дата премьеры 18 мая 1997
  • Сценарий Гомер, Андрей Кончаловский, Крис Солимайн

Фильм Андрея Кончаловского по гомеровской «Одиссеи» интересен прежде всего тем, что отсылает не только на конкретное произведение, приписываемое поэту, но и на все творчество Гомера. Можно сказать, мини-сериал русского постановщика – это один из первых случаев серьезного постмодернистского переосмысления мифа. Правда, сам Кончаловский уверял Сергея Шолохова (телевизионная передача «Тихий Дом» и разговор о том, что Ленин – это гриб), что устал от поиска вызовов для себя как режиссера, и просто хотел поработать над развлекательным фильмом с хорошим бюджетом и классическим сюжетом.

За десять лет осады Трои греки ничего не добились, пока талантливый Одиссей хитрым маневром не захватил крепость. Посейдон не оценил находчивость полководца и обрек того на долгие скитания по морям. Героя ждет масса приключений, испытаний и встреч с монстрами и богами, прежде чем ему удастся добраться до родины.

Трейлер:



Робин Гуд

Робин Гуд
  • Оценка 7,2 / 6,6 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр боевик, драма, приключения
  • Страна США, Великобритания
  • В главных ролях Рассел Кроу, Кейт Бланшетт, Макс фон Сюдов
  • Режиссёр Ридли Скотт
  • Длительность 148 мин. / 02:28
  • Студия Universal Pictures
  • Дата премьеры 12 мая 2010
  • Сценарий Брайан Хелгеленд, Этан Райфф, Сайрус Ворис

Как только не интерпретировали легенду о благородном разбойнике, который грабил богачей и помогал бедным. И Кевин Костнер успел побороться с Аланом Рикманом за свободу Ноттингема в фильме «Робин Гуд: Принц воров». Шон Коннери сыграл постаревшего борца с системой, который никак не может просто жить в мире и любви, в картине «Робин и Мэриан». А как вам комедийный мюзикл от легендарного Мела Брукса с провокационным названием «Робин Гуд: Мужчины в трико»? А еще был классный диснеевский мульт, где Робином Гудом был хитрый Лис, а королем – лев. О запуске франшизы по Робину Гуду в 2018 году с подзаголовком «Начало» лучше не вспоминать.

Но Ридли Скотт, как настоящий постмодернист, решил под видом мифа выдать свои мысли о родной Британии. Сюжет про народного мстителя в интерпретации Скотта превращается в политический триллер и эпос о защите родины от «врагов, внешних, сэр, и внутренних» («Скала» – Майкл Бэй).

Трейлер:


Бессмертные: Война миров

Бессмертные: Война миров
  • Оценка 6,2 / 6,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, фэнтези, мелодрама
  • Страна Франция, Италия, Великобритания
  • В главных ролях Линда Харди, Томас Кречман, Шарлотта Рэмплинг
  • Режиссёр Энки Билал
  • Длительность 103 мин. / 01:43
  • Студия TPS Star
  • Дата премьеры 13 марта 2004
  • Сценарий Серж Леман, Энки Билал

Компилировать мифы различных народов и создавать на их основе уникальные миры – кажется, то, для чего комиксы и существуют. «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура собрала в одном сюжете героев разных фантастических художественных произведений и отправила в довольно странное приключение решать проблему, которую можно было бы решить и без такой коллаборации. Комиксы про Валериана стали предтечей «Звездных войн», которые стали если не новой религией, то уж точно новым кинофольклором.

Энки Билала, как большой автор, не доверяющий никому, кроме себя, взялся за экранизацию собственных комиксов, эклектика которых до сих пор удивляет. Фильм, под стать графическим романам, получился чертовски странным с визуальной точки зрения. Дело не только в том, что напридумывал автор, а придумал он парящую над Нью-Йорком будущего (2095 год) пирамиду, в которой живут древнеегипетские Боги, а в реализации. Начало нулевых – время повсеместного CGI и зеленого экрана. Мало того, что качество компьютерной графики все еще оставляло желать лучшего, так ее в фильме Билала еще и много. Можно сказать, режиссер этим стилистическим решением опередил Фрэнка Миллера и Зака Снайдера. Получилась кринжеватая, но уникальная картинка.

В мрачном городе генномодифицированных людей и пришельцев бог Гор ищет себе подходящее тело. Но задачка эта практически невыполнимая, потому что корпорация «Евгеника» без остановки проводит опыты на жителях Нью-Йорка, так что людей без изменений организма нет. Среди новой партии подопытных оказывается Джилл, девушка с удивительными суперспособностями, которые очень интересуют врача, готового на преступление против корпорации ради возможности изучить организм инопланетянки с синими волосами. А еще по городу шастает серийный убийца.

Как все это связано и куда приведет, угадать будет трудно. Логика в привычном ее понимании ушла из этого безумного мира, а вместе с ней и единый бог. А имеющиеся божества копошатся среди людишек, которые сами уже по сути бессмертные.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?