/ Лучшие фильмы про гетто и банды

Лучшие фильмы про гетто и банды

4430

«Слышь, малой, ку-у-урить есть?»

Да-да, бро, сегодня поговорим про гетто, про банды, про черных парней из черных кварталов/ Главный тренд Black Lives Matter (после пандемии,конечно) вскрыл давно назревшие вопросы равноправия. Интересно посмотреть как этот вопрос освещался в разные времена совершенно разными режиссерами. Спайк Ли, Райан Куглер, Ридли Скотт – уже понятно, что вопросы задают не только ребята с района.

Да, когда-то черное кино было в духе «Свит Свитбэк: Песня мерзавца».Оно пропитано сексом, маскулинностью, фанком и дешевизной. Охватим, конечно, поверхностно , огромный пласт мировой культуры и обсудим всё, что мы тут понавыбирали. Одиннадцать ярких картин. Почему одиннадцать? Потому что мы любим быть «на шаг впереди».

Черный клановец

Страна: США
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс и др.
Жанр: драма, криминал, биография
Производство: Universal
Дата премьеры: 4 октября 2018 в РФ, 14 мая 2018 в мире.

Черный клановец

Представь, семидесятые, Америка, ты крайне чёрен да еще и полисмен. Если коротко, «слишком черный для формы, слишком голубой для братьев». Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон – звезда «Довода» авторства известно какого #нолангения) как раз такой парень и, конечно, знает свое место в индустрии правоохранения и справедливоделия. В архиве чувак служит, водочку не глушит, с белым начальством в целом дружит. Но серьезных дел Рону все равно не светит, как серьезного копа его никто не воспринимает. Только дерзкая инициатива может стать билетом в настоящую жизнь, где большие дела и белое уважение.

Нетрудно догадаться из названия, что таким дерзким ходом станет звонок в местное отделение Ку-клукс-клана с предложением пополнить ряды популярной организации.

Кто как не Спайк Ли, провозвестник независимого «черного» кино, мог взять реальную историю отставного копа Рона Сталворта и выдать сатирическую историю в жанре блэксплотейшн муви. Пусть Спайк давно уже не делал ничего достаточно значимого, этот фильм триумфальное возвращение в обойму больших художников, в Канны просто так не берут. Прикол в том, что продюсированием старомодного по форме, но не посылу фильма занялся тот самый мессия нового «черного кино» Джордан Пил («Прочь», «Мы») и, конечно, компания Джейсона Блума «Блумхаус Продакшенс ». Тот случай, когда дети не забыли про своего отца. Образно говоря.

В фильме есть всё. И харизматичный герой с шикарным афро и крутейший персонаж Адама Драйвера, жгущий, как дуговая сварка, открывающий попутно достоинства своего еврейства. Политический пафос и актуальная социальная повестка сочатся из каждой сцены, каждого диалога, нарочито и даже наивно подают все идеи автора. Сейчас так уже не делается, смотри те же «Прочь» и «Лунный свет» (по пьесе «В лунном свете все черные мальчики кажутся синими»), тем и силен фильм. Прямая наглая и все понимающая о себе конфронтация с фильмом, зачавшим Голливуд, «Рождение нации» Дэвида Уорка Гриффита. Там все черные братья – насильники, бездельники, а клановцы – белые рыцари.

Трейлер:

Черный динамит

Страна: США
Режиссер: Скотт Сандерс
В ролях: Майкл Джей Уайт, Арсенио Холл и др.
Жанр: боевик, комедия, криминал
Производство: ARS Nova
Дата премьеры: 13 января 2010

Черный динамит

От псевдо-блэксплотейшна к супер-псевдо-блэксплотейшну!

Абсурдистская комедия, ловко и остро жонглирующая штампами «черного» кино семидесятых. При этом картина смело высказывается на тему превосходства любой расы над остальными.

Итак, настоящие афроамериканские кварталы. Итальянская мафия владычествует на улицах. Дети из приютов бахаются героином, бутлегеры впаривают контрабандный алкоголь. Никому не было дела до этих нищих в их грязных безнадежных трущобах. Только секретному агенту ЦРУ, угольно-черному, как и люди тех самых трущоб. У него даже нет имени, он по своей сути и есть «Черный динамит» и он пришел взрывать танцпол и мерзавцев, ну в основном тех, кого лично Динамит назначил на эту роль. Подумаешь, что поводом обратить своё богоподобное внимание на проблемы соплеменников стало убийство родного брата, это ничего. Главное, по пути не пропускать ни одной красотки, не терять стиля и чтобы диско никогда не замолкало.

Полный трэш и угар размашисто и бесстыдно приглашает тебя на фанк. Жирный сочащийся кровью, похотью и справедливостью фанк! Пружинистой походкой главного героя картина прохаживается по всему жанру и иронично подстёбывает не только отношение к черной проблеме, но и своих же братьев, которые, безусловно, заслужили лучшей жизни, уважения и всё такое, но края тоже видеть надо.

Трейлер:

Голос улиц

Страна: США
Режиссер: Ф. Гэри Грей
В ролях: О’Ши Джексон мл., Кори Хоукинс, Джейсон Митчелл, Нил Браун мл., Элдис Ходж, Марлон Йэтс мл., Р. Маркус Тейлор, Карра Паттерсон, Александра Шипп, Пол Джаматти и др.
Жанр: драма, биография, музыка
Производство: Universal
Дата премьеры: 11 августа 2015 в мире, 12 ноября 2015 в РФ.

Голос улиц

Ладно-ладно, хватит осторожничать. Время для serious shit! Хотя и не совсем про бандосов. Хотя как не про бандосов, если картина про настоящий рэп! Про те времена, когда за рэп стреляли на улицах, а не вызывали на диссы, которые заканчиваются фитом на ютубчике. Те времена, когда имело значение, из ист-кост или вест-кост ты. Встречайте, прямиком из Комптона «Голос улиц»!

Eazy-E, Dr. Dre и Ice Cube в 1986 году были никем и просто хотели писать свои трэки про судьбину тяжкую и какие копы отморозки. Вот только клубы и лейблы были совсем не заинтересованы в подобном творчестве. Знакомо, да? Значит, надо запилить свой лейбл с блэкджеком и…кхм…ну всем необходимым. Теперь их пятеро, пять молодых злобных дерзких парней с района («Boyz-n-the-Hood») и у них есть лейбл Ruthless Records. И стали они группой N.W.A – Niggaz With Attitudes, т.е. Ниггеры с мнением. Всем, кого мамка пилит каждый день, мол, бросай свою тупую музыку, устройся на работу! Всем, кто верит в своё дело и готов бороться за него до конца. Не ной, не гнись и тогда тебя станут называть легендой, как говорил Ра’с аль Гул Брюсу Уэйну.

Причем здесь банды и гетто?. Мало того, что герои не белые и пушистые, так всегда найдется желающий прикрыть талантливое начинание, продвинуть, защитить. Парням придется бороться не только с белыми угнетателями, но и со своими братьями.

История головокружительного успеха, борьбы и настоящей дружбы.

Трейлер:

Гангстер

Страна: Великобритания, США
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Рассел Кроу, Чиветель Эджиофор, Джош Бролин и др.
Жанр: криминал, драма, биография
Производство: Universal Pictures
Дата премьеры: 19 октября 2007 в мире, 13 декабря 2007 в РФ

Гангстер

Классик, бунтарь, борец с корпоративной системой внутри системы сэр Ридли «я не смотрел продолжения ”Чужого”, потому что они скорее всего дерьмо» Скотт могёт в жанровое кино. Ну когда ему самому это выгодно. За примером далеко ходить не надо, «Марсианин» – ладно скроенный фильмец по крепкой книжке мог обойтись и без рукоприкладства матёрого сэра, но успех на лицо, всем понравилось.

«Американский гангстер» (оригинальное название картины) основан на реальной истории наркобарона Фрэнка Лукаса. Фрэнки, как реальный черный бро, наладил поставку героина в США из Юго-Восточной Азии. Вроде бы еще одна история успеха – пацан поднялся со дна. Был водилой главаря банды из Гарлема, стал наркобароном. При этом он не считает себя злодеем, он бизнесмен. Для Лукаса (в исполнении любимчика Скотта в нулевых Дэнзела Вашингтона) Америка слишком разрослась и заблудилась на пути к свободе, простому человеку уже практически невозможно найти здесь свой путь. Это больше не страна возможностей. Поэтому он точно знает что будет делать и знает, что придется пахать.

Зря наши ребята переводчики, они же улучшатели смыслов бездуховных американских фильмов убрали из названия «Американский». Фрэнк Лукас, по крайней мере в интерпретации Скотта именно что американский гангстер. Человек, который сделал себя сам и в некоем извращенном смысле он приносит своей стране выгоду, создавая рабочие места. Знаете, когда работы нет, не до этических дилемм.

И вот так фильм и будет катать тебя на эмоциональных горках. То ты за героя, то против, то понимаешь его и топишь во всех смыслах за его дело, то хочешь, чтобы ему череп проломили. Сэр Ридли, как большой автор, даже в криминальной драме-байопике умудряется поднимать неоднозначные вопросы и не давать ответы.

Трейлер:

Лунный свет

Страна: США
Режиссер: Барри Дженкинс
В ролях: Алекс Р. Хибберт, Эштон Сандерс, Треванте Роудс, Наоми Харрис и др.
Жанр: драма
Производство: А24
Дата премьеры: 2 сентября 2016 в мире, 16 февраля 2017 в РФ

Лунный свет

Уже упомянутая выше экранизация неизданной пьесы Тарелла Маккрейни «В лунном свете черные мальчики кажутся синими» стала лауреатом Оскара аж в трех номинациях в 2017 году: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший адаптированный сценарий». Да еще и буквально вырвал награду в главной номинации у лапочки Райана Гослинга, который, как известно, «не любит телок плоских» и «Ла Ла Ленда». Мощная заявка, а?!

Один человек, три жизни, застывших в безвременье, как в сказке. Однако, юный тридцатисемилетний постановщик Барри Дженкинс четко понимает что делает и не играет по голливудским законам. И мальчик Широн из нищего Майами не обретет свободу, о которой так и кричит окружение. Дозволено всё, но это не значит, что ты не в тюрьме.

Конечно, это кино о мечте, оттого оно так притягательно. Но оно не стесняется сказать, что мечта не обязательно будет достигнута. Даже не факт, что найдется хоть кто-то, кто мог бы понять тебя. Остается радоваться хотя бы тому, что находишь в чужих глазах нечто похожее на твоё состояние. Хоть какое-то чувство сопричастности и единения. Невероятный терапевтический эффект оказывает столь мрачная на первый взгляд мысль.

Трейлер:

Город бога

Страна: Бразилия, Франция
Режиссер: Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд
В ролях: Алешандре Родригис, Леандру Фирмину, Феллипе Хаагенсен и др.
Жанр: драма, криминал
Производство: O2 Filmes
Дата премьеры: 18 мая 2002 в мире

Город бога

Это в американских гетто, судя по фильмам, каждый стремится к мечте секунду жизни . А вот в трущобах Рио-де-Жанейро важнее поймать сбежавшего с казни петуха и это не эвфемизм. Загорелые парни с пушками целым гуртом несутся по улицам города-мечты Остапа Бендера (если бы он увидел что-то подобное, наверное передумал) за беглецом, расталкивая мирных жителей да еще и угрожая расправой.

Простой жизни на районе в фильме уделяется немало экранного времени, прямо как в последнем фильме великого певца гангстерского кино и спагетти-вестернов Серджио Леоне «Однажды в Америке». Нет лучше способа погрузить зрителя в атмосферу, чем тщательное знакомство с миром и его жителями, занятыми повседневными проблемами, а не только идущими к сверкающей мечте. Это не Голливуд, детка.

Малолетние робингуды творят разбой и грабят в пользу бедных и себя, конечно. Полиция бессильна, полиции они не боятся. Заметим, что в этом «Городе бога» нет ни электричества, ни асфальта на дорогах, ни общественного транспорта. Единственным шансом вырваться из этого может быть исключительно удачное ограбление на большую сумму, иные варианты просто не рассматриваются. Конечно. до того момента как все пойдет не так. Для полицейских же не зазорно отобрать уже украденные деньги у черного, а виноват тот, кто убегает. Ну или станет виноватым.

Это жестокий мир, где не слышали о правах, где ничего не дают, только берут силой. «Я хожу в школу, потому что мне не по душе физический труд» – роскошная цитата говорит всё о мире, где каким-то образом нужно умудриться сохранить человечность. Настоящая энциклопедия дна, изложенная неподражаемым живым языком с флешбеками на грани комедии и ужасающей реалистичности.

Тарантино точно обзавидовался бы .

Трейлер:

Ребята с улицы

Страна: США
Режиссер: Джон Синглтон
В ролях: Кьюба Гудинг мл., Айс Кьюб, Лоренс Фишберн, Моррис Честнат и др.
Жанр: драма, криминал
Производство: Columbia Pictures
Дата премьеры: 13 мая 1991 в мире

Ребята с улицы

Культовый и, мягко говоря, успешный фильм 1991 года. Шутка ли, сборы в девять раз превысили бюджет. Все хотят две номинации на Оскар. А еще фильм снимался и был выпущен незадолго до печально известных Лос-Анджелесских бунтов 1992 года. Совпадение? Наверное, да, но, как говорится, явно что-то витало в воздухе. Тем интереснее участие Айс-Кьюба, который постоянно высказывался в своих треках и интервью на тему произвола властей по отношению к темнокожему населению.

Рики (Моррис Честнат), Дарин (Айс Кьюб) и Тре (Кьюба Гудинг мл.) живут в криминализированном черном квартале Лос-Анджелеса Южный Централ. Рики – спортсмен, и это могло стать его шансом вырваться. Но когда твой брательник завязан на наркоте, выше шанс быть случайно убитым в перестрелке, чем что-либо еще. Это и произойдет, а вслед за братом гибнет и Дарин, по чьей вине и подстрелили Рики. Их друг Тре, конечно, встает на путь мести.

Банальный синопсис, но не в этом соль. Молодой тогда еще дебютант Джон Синглтон описанием нравов черных кварталов убедительно рисует тупиковое положение тех, кто родился и вырос на этих улицах, посреди грязи, преступлений, постоянного унижения – причем из-за братьев, во всех смыслах. При этом мысль подается не изощренно, а по-житейски просто, понятно, в конце концов, крайне чувственно.

Трейлер:

Делай, как надо

Страна: США
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Спайк Ли, Дэнни Айелло, Джон Туртурро и др.
Жанр: драма, комедия
Производство: 40 Acres & A Mule Filmworks
Дата премьеры: 21 июля 1989 в мире

Делай, как надо

Думал, Спайк Ли в этом обзоре уже всё сказал? Он мог бы занимать все позиции здесь. Не первая, но первая влиятельная и острая работа маэстро.

Место действия – Бруклин, квартал Бедфорд-Стайвезант. Население – афроамериканцы и пуэрториканцы. Герой – Муки, собственно, сам Спайк Ли и образно и буквально, ибо на главную роль он взял себя. Хороший молодой парень, разносчиком пиццы работает, чтобы обеспечивать мать и своего сына. Держит пиццерию итало-американец Сэл. Он-то нормально с местными, а вот сынок Пино (Джон Туртурро) не доволен работой Муки, например.

И вот так в этом плавящемся от жары, обливающемся потом Нью-Йорке, будто в джунглях, нарастает агрессия, конфликт между находящимися в одинаковых условиях национальными меньшинствами. Интересно, что начинается-то все весело, будто это чуть более сдержанная версия «Не шутите с Зоханом». Высмеивание культур, обычаев, доброе подтрунивание в трактовке Спайка Ли предстает срывом покровов. И что тебе делать теперь, принимать или бороться, оставаться хорошим парнем в чьих-то глазах или можно послать всех? Короче, делай, как надо, бро.

Пятница

Страна: США
Режиссер: Ф. Гэри Грей
В ролях: Айс Кьюб, Крис Такер и др.
Жанр: драма, комедия
Производство: New Line Cinema
Дата премьеры: 26 апреля 1995 в мире

Пятница

Легендарная комедия, растасканная на цитаты и мемы. Режиссер Ф. Гэри Грей работает с Айс Кьюбом. Прикол в том, что режиссер взял на роль самого Айса сына голоса нации О’Ши Джексона младшего в фильм-номинант на Оскар «Голос улиц», о котором я говорил где-то выше. Ну Криса Такера ты должен в принципе знать, «Час пик» с Джеки Чаном (кстати, в этом году исполнилось аж 22 года первому фильму франшизы), «Пятый элемент» с Брюсом Уиллисом, камон.

Смоки (Крис Такер) скурил всю траву, которую должен был реализовать. Типичный день Криса Такера. Теперь Смоки должен наркодилеру по кличке Большой Червь, поэтому он втягивает в свои дела лучшего друга Крейга, которого только что уволили с работы якобы за кражу коробок. Социальный подтекст налицо.

Время приключений в черном районе. Ты удивишься, но не совсем. Пацаны тупо уютно усядутся за косячком во дворе Крейга и начнут созерцать, как протекает та самая пятница. В этом и прелесть «Пятницы», это не история трудовых будней талантливых личностей в черном квартале, а чертовски веселая зарисовка о выходном дне простых парней . Горы неполиткорректных шуток про черный квартал и про карликов. Сортирный юмор от бати тоже в наличии.

Авторитет

Страна: США, Великобритания
Режиссер: Эрнест Р. Дикенсон
В ролях: Омар Эппс, Тупак Шакур, Сэмюэл Л. Джексон и др.
Жанр: триллер, драма, криминал
Производство: Paramount Pictures
Дата премьеры: 17 января 1992 в мире

Авторитет

Первая звездная роль Тупака. Столь же яркая и убедительная, как и его рэп. Герой Шакура Бишоп наглухо сдвинутый и агрессивный чел. Даже в своей, так сказать, банде его опасаются. Опасаются все, кроме Рахима, негласного главаря, который видел союз четырех парней из Гарлема как братство, где все равны. После очередной вспышки праведного воровского гнева по поводу положения в этом городе недоверие к психическому состоянию Бишопа напрямую выражает Кью (Омар Эппс – доктор Эрик Форман из «Доктора Хауса»). Кью вообще претит вся эта пацанская жизнь, он мечтает стать диджеем, упорно трудится и имеет все шансы стать кем-то, кроме гангстера.

Череда неудачных решений, чувство бессилия, зависти, несправедливости, кипящая внутри ярость ведут на темную сторону. Это не просто рушит любую дружбу, но и мечты и жизни. Брат пойдет против брата и весь мир будет против тебя. Фильм пропитан отчаянием и грязью Вест Кост, никаких роскошных тачек и модных нарядов (ну кроме Сэма Джексона, само собой, который просто не может без яркого лука в кино), рэперов. Реальный блок для реальных парней и Тупак выражает всю боль этого мира. Как Тэцуо в известном аниме «Акира», Бишоп уничтожает всё на своем пути, просто потому что по-другому не умеет. Заженная спичка сгорает быстро, хоть и ярко.

Трейлер:

Станция «Фрутвейл»

Страна: США
Режиссер: Эрнест Р. Дикенсон
В ролях: Майкл Б. Джордан, Мелони Диас, Октавия Спенсер и др.
Жанр: драма, мелодрама, криминал, биография
Производство: Forest Whitaker's Significant Productions, OG Project
Дата премьеры: 26 июля 2013

Станция «Фрутвейл»

В этом году не стало Чедвига Боузмана, короля Ваканды, на счету которого отличные картины. Но хотелось бы поговорить скорее о режиссере «Черной пантеры» Райане Куглере и его дебютной полнометражной работе «Станция ”Фрутвейл”». Обладатель приза «Особый взгляд» Каннского фестиваля за лучший дебютный фильм. Мало того, что фильм основан на реальном деле о скандальном произволе полиции. Резонанс 2009 года просто взорвал афроамериканское сообщество, полетели чины, отставки полицейских. Властям пришлось пересмотреть регламент поведения служителей закона.

За исключением нескольких флешбэков и реальных съемок инцидента в самом начале картина повествует о последнем дне жизни Оскара Гранта. Простой молодой парень, отсидевший за сбыт наркоты. Ради семьи он готов исправиться, но не фортит. С работы увольняют за опоздания, девушка отказывает в сексе из-за открывшейся когда-то измены. На каждом шагу приходится врать, чтобы хотя бы родные не теряли веру. Ради символичного исправления Оскар даже выбрасывает последний пакет травы в океан, лишая себя заработка, но давая надежду на нормальную жизнь. Но былые деньки настигнут в самый неподходящий момент.

Куглер концентрирует внимание не на последствиях, значении произошедшей несправедливости, а на людях. Мы получаем полный портрет Оскара. В конце концов, это был просто человек и он хотел просто жить и он не был ни хорошим ни плохим, как и все мы. Ведь развитие событий результат не только ошибок Оскара, но и предвзятого отношения, например, полиции. Каждый черный парень в худи – потенциальный преступник, любая потасовка старых знакомых – полноценная разборка. Райан Куглер ставит диагноз всем. Последний реальный кадр с растерянным взглядом дочери Оскара на демонстрации в его память говорит о том, что любая мученическая позиция такая же ошибка, как и стереотипы о черных парнях. А может, и нет, ребят. Это просто трогательное кино, еще раз напоминающее, что бывают жизни тяжелее твоей.

Трейлер:


Шер и репост: