Все фильмы Кристофера Нолана

Левша, дальтоник, многодетный отец, наполовину американец, наполовину британец, прекрасный муж, любитель говорящих имен, фанат Джорджа Лукаса, Стенли Кубрика и Майкла Кейна, автор пяти фильмов из топа-250 «КиноПоиска» (причем три из них в первой двадцатке) и семи фильмов в таком же списке от IMDb (столько же только у фильмографий Скорсезе и Кубрика). Все ждали «Оскара» для Дикаприо, но где золотой парень для историй Кристофера Нолана?

Преследование (1999)

В ролях: Джереми Теобалд, Алекс Хоу
Жанр: триллер
Рейтинг КиноПоиск: 7,6
Рейтинг IMDb: 7,5

Преследование (1999)

Об этом фильме обычно говорят три вещи:

  • это первый проект Нолана в полном метре;
  • бюджет фильма только шесть тысяч долларов;
  • с «Преследования» началась любовь режиссера к нелинейному повествованию (тут четыре временных плана, взбитые сюжетно-монтажным блендером).

А на самом деле это не самое интересное. Фильм рассказывает о писателе, который прикрывается охотой на музу и следит за случайными прохожими. Герой встречает Кобба (форвард-отсылочка!) — вора, который грабит чужие квартиры не столько ради денег, сколько ради удовольствия и психологического воздействия на жертв. Все черно-белое, трясущаяся камера в руках Нолана-оператора (при таком бюджете нанять никого нельзя было), гудящие улицы реального Лондона (декорации и студии тоже не вписались в шесть тысяч долларов) — занятная форма, но Кристофер Нолан — это всегда еще и про содержание. Сюжет смотрится еще круче, если знать, откуда он вылез: на создание Нолана вдохновило ограбление его квартиры. Кто-то впал бы в депрессию, кто-то в ярость, а Нолан начал размышлять: что заставляет людей раздвинуть границы принятых норм и вторгнуться в чужое пространство? Что в голове у людей, которые по Достоевскому «право имеют»?. Психологическое исследование в неонуаре — вот это по-нолановски. И кстати, в «Преследовании» из узнаваемых фишек режиссера есть не только перекрученный таймлайн и копание в памяти и подсознании, но еще и любовь к деталям и мелким предметам — фанаты «Начала» улыбнутся на первых же кадрах.

Трейлер:

Помни (2000)

В ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно
Жанр: триллер, детектив
Рейтинг КиноПоиск: 7,9
Рейтинг IMDb: 8,4

Помни (2000)

Леонард Шелби страдает редкой формой амнезии — мужчина может запомнить только последние пятнадцать минут своей жизни. Нарушения памяти у Леонарда появились после потери жены, убийцу которой Шелби теперь пытается поймать. Уровень брутальности у героя такой дикий, что если Крепкого орешка умножить на Джеймса Бонда и добавить к ним утроенного Ведьмака, все равно победит Шелби: мужик разносит головы без суда, забивает тело татуировками-напоминалками и ездит на мощном «Ягуаре».

Рассказывать про этот фильм очень подробно не стоит: Нолан сделал все, чтобы зашить зрителей под кожу Леонарда и заставить прочувствовать изнутри жуткое напряжение, которое Шелби испытывает непрерывно. Фильм начинается с конца и идет в обратную сторону, причем каждый отдельный эпизод тоже начинается с финала и раскручивается до старта. Включаем внутреннего детектива и наслаждаемся нервным саспенсом.

Трейлер:

Номинации на «Оскар» за сценарий и монтаж.

Бессонница (2002)

В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк
Жанр: триллер, детектив, драма
Рейтинг КиноПоиск: 7,4
Рейтинг IMDb: 7,2

Бессонница (2002)

Единственный фильм Нолана, к сценарию которого не прикасался ни сам режиссер, ни его брат Джонатан. Последний, кстати, подарил миру идею «Помни» и писал сценарии для «Интерстеллара», «Престижа» и третьей части «Темного рыцаря». Характер у «Бессонницы» не нолановский — это монотонное, депрессивное кино, которое не заставляет сознание работать на бешеных скоростях, а наоборот втягивает зрителя в свои нуарные гипнотические круги. А еще он напоминает «Машиниста», так что фанатам этой картины и любителям мотивов Достоевского сюда. В целом талантливое семейство кинотворцов к «Бессоннице» имеет отношение примерно такое же, как Гай Ричи к диснеевскому «Алладину», и кстати, «Бессонница» — это тоже ремейк (одноименное норвежское кино 1997-го года).

Двое детективов приезжают на Аляску, чтобы расследовать убийство школьницы. Полярный день — не единственная причина, по которой главный герой Уилл Дормер перестает спать. Детектива съедает чувство вины: вскоре после прибытия на Аляску его напарник погибает на дежурстве. Убийство внутри убийства или случайность в ходе расследования — сложно что-то понять, когда солнце не садится, а рядом маячит жутковатый писатель детективов, которого подозревают в убийстве девочки.

Трейлер:

Трилогия «Темного рыцаря»

Жанр: супергеройский боевик

Уже после трех не самых заметных фильмов Нолану доверили историю Бэтса — парня в костюме летучей мыши. Кристиан Бэйл ради этой роли привел себя в форму мощного борца с преступностью буквально за полгода после убийственной трансформации в «Машинисте». Нолан сделал из комиксов серьезное и стильное кино для взрослой аудитории, которое даже сейчас в бурном потоке комиксовых блокбастеров сильно выделяется качеством сюжета, проработанностью героев и диалогами. Вся трилогия вошла в топ-250 фильмов от IMDb и «КиноПоиска».

Трилогия «Темного рыцаря»

Бэтмен: Начало (2005)

В ролях: Кристиан Бэйл, Кэти Холмс, Майкл Кейн, Киллиан Мёрфи, Том Уилкинсон, Лиам Нисон, Кен Ватанабе, Гари Олдман, Морган Фриман
Рейтинг КиноПоиск: 7,9
Рейтинг IMDb: 8,2

Тут летучая мышка будет расправлять крылышки. Покажут детство Брюса Уэйна, первое знакомство с пещерой, смерть родителей Брюса, его дружбу с Рейчел — помощницей прокурора, идеального дедушку-дворецкого Альфреда и комиссара Гордона, которого Уэйн с трудом откопал в коррумпированной помойке полиции Готэма. Из злодеев тут есть Кармайн Фальконе — местный Крестный отец, Пугало — больной на голову психиатр, Виктор Зсасз — маньяк, отсидевший не один год в психбольнице «Аркхеме», и харизматичный Ра’с аль Гул, которого в трилогии Нолана как-то не хочется называть злодеем.

Трейлер:

Темный рыцарь (2008)

В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Мэгги Джилленхол, Майкл Кейн,Гари Олдман, Морган Фриман
Рейтинг КиноПоиск: 8,5
Рейтинг IMDb: 9

Четвертый фильм в рейтинге IMDb — у «Начала» тринадцатое место, «Интерстеллар» на тридцатом, «Помни» — на пятьдесят четвертом, а у «Престижа» сорок шестое. «Темный рыцарь» уступает лишь «Побегу из Шоушенка» и «Крестным отцам» — вот как Нолан заставил поверить, что супергероика — это серьезно. А еще Хит Леджер, посмертно получивший «Оскара» за роль Джокера, стал первым в истории, кто получил эту золотую статуэтку за роль в супергеройском кино.

Итак, мышка взлетела и отправилась творить добро на новом уровне. Правда, как бы высоко мышка не летела, Джокер летел выше — армия фанатов преступного клоуна из этого фильма будет побольше бэтменовской. Брюсу Уэйну здесь придется вступать в союз с Харви Дентом и комиссаром Гордоном, потому что в одиночку победить мафиозного гения с даром убеждения (сцену с карандашом снимали два дня — никакой компьютерной графики, только ловкость рук) невозможно. Да и можно ли его вообще победить — даже после ареста Джокера его действия продолжают влиять на судьбу Бэтмена и целого Готэма.

Трейлер:

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Энн Хэтэуэй, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр, Гари Олдман, Морган Фриман, Майкл Кейн
Рейтинг КиноПоиск: 8,1
Рейтинг IMDb: 8,4

Мышка упала. Больно ударилась об землю и сломала крылышки. Добрые дела были слишком тяжелым грузом. И пока дедушка Альфред пытается выходить несчастного мышонка, злой Бэйн мечтает беднягу растоптать. На помощь к мышке спешит кошка, но такой союз выглядит не слишком надежным, особенно когда на злодейской стороне террорист из Лиги теней и с амбициями по захвату ядерного оружия.

Трейлер:

Престиж (2006)

В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Энди Серкис, Дэвид Боуи
Жанр: фантастика, триллер, драма
Рейтинг КиноПоиск: 8,5
Рейтинг IMDb: 8,5

Престиж (2006)

Этот фильм основан на одноименном романе Кристофера Приста, но братья Ноланы серьезно переработали первоисточник. Писатель изменения одобрил: Прист был поклонником «Преследования» и «Помни», и ради работы со своим кинотезкой отказал в правах на экранизацию Сэму Мендесу, который только успел расставить на полке «Оскары» после «Красоты по-американски».

Альфред Борден и Роберт Энджер были друзьями: с детства парни увлекались фокусами и вместе работали ассистентами у известного иллюзиониста. Герои выросли, но любви к сцене не оставили и создали свое шоу. Игры в магию закончились трагедией, когда во время одного из представлений погибла Джулия, жена Роберта. Фокусник обвинил своего друга — Альфред, вероятно, затянул узел Джулии неверно,и женщина утонула. Дальше магии меньше, а крови — больше.

Трейлер:

Начинается кино в традициях своего режиссера с конца. Или точнее с начала конца, а всю остальную историю, в которой нашлось место гениальной инженерии и самому Николе Тесле, зрители узнают из флэшбэков. Сильно помогает в этом экранном путешествии по закулисью иллюзионистов Майкл Кейн — талисман Нолана. Герой Кейна подробно расскажет, как работает «наживка», что такое «превращение» и почему фильм вообще называется «Престиж». Милый Альфред и здесь остался заботливым дедушкой.

Начало (2010)

В ролях: Леонардо Дикаприо, Марион Котийяр, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Эллен Пейдж, Кен Ватанабе, Киллиан Мерфи
Жанр: мозговой взрыв
Рейтинг КиноПоиск: 8,6
Рейтинг IMDb: 8,8

Начало (2010)

То самое кино, на создание которого у Нолана ушло около десяти лет. То самое кино, о концовке которого спорят до сих пор (хотя это уже давно известно). Та самая картина, которую можно пересматривать сразу же после первого просмотра — разобраться в мире и сюжете «Начала» сложно, и с этим правилом игры стоит сразу смириться.

Доминик Кобб — ментальный хакер. Мужчина проникает в подсознание жертвы во время сна и выносит оттуда нужную заказчику информацию. Но однажды к Коббу обращается бизнесмен с необычным заданием: ему нужно не украсть идею из чужой головы, а внедрить свою мысль в голову молодому конкуренту. Кобб — профессионал, и такое задание для него отличный шанс закончить карьеру красиво. Мозговой взломщик набирает команду таких же профи-фанатиков и разрабатывает сложный план, который в простых словах звучит примерно так: ввести жертву в сон, оттуда запустить новый сон, а во сне сна найти лазейку для сна, и тогда все получится. Когда с этим станет понятней, зрителей ждёт ещё один бонус: в сознании Кобба, которое должно быть идеально ясным для выполнения операции, есть патология, которая может затянуть всю команду туда, откуда не возвращаются.

Трейлер:

На что обращаем внимание:

  • на Майкла Кейна — он главная подсказка к разгадке финала даже при своих трех минутах экранного времени;
  • на имена главных героев: первые буквы имён в оригинале складываются в ключевое для фильма слово. И кстати, слово khwab на санскрите и хинди тоже можно так перевести;
  • на сцену с вращающимся коридором — Гордон-Левитт выполнил все трюки сам. И да, коридор не нарисованный, это реальный вращающийся макет;

Кино получило восемь номинаций на «Оскар» и выиграл четыре технических за звук, звуковой монтаж, операторскую работу и спецэффекты. В номинациях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий» картина уступила ленте «Король говорит!».

Интерстеллар (2014)

В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн, Джессика Честейн, Мэтт Дэймон
Жанр: очень научная фантастика
Рейтинг КиноПоиск: 8,6
Рейтинг IMDb: 8,6

Интерстеллар (2014)

Универсальная картина о том, как любовь и физика спасли мир. Универсальность в том, что гуманитарии в этом кино увидят космический оптимизм и веру во всесильную человеческую душу, а технари посмотрят отличное кино о космосе, в котором в черной дыре есть огромная библиотека. И самое крутое, что при этом те, для кого физика и математика — это что-то из области кошмаров, вполне смогут хотя бы частично разобраться в теории относительности, а скептики с тремя техническими вышками так увлекутся научной стороной кино, что в итоге поверят и в силу любви. Такой вот трехчасовой кинопарадокс.

Сюжет основан на работах физика Кипа Торна — друга Стивена Хокинга. В недалеком будущем Земля истощена. Пыльные бури сметают остатки зелени, засуха добивает все, что движется, человечество обречено. Но ученые со сверхсекретной базы где-то в Штатах верят, что не все потеряно. На Земле жизнь заканчивается, и у людей есть шанс уничтожить своими потребительскими цивилизациями еще какую-нибудь планету. Нужно только найти такую, где есть кислород и вода. Группа исследователей отправляется в космическое путешествие через кротовую нору, чтобы найти человечеству новый дом.

Трейлер:

Конечно, картина вызвала бы пару смешков у Шелдона Купера. Прыгать в черную дыру, к примеру, явно плохая идея и подходит разве что для самого дорогого суицида в истории. То же касается и ледяных облаков на одной из планет — тут Шелдон вообще закрывает лицо рукой. С другой стороны, над теорией круглой Земли тоже когда-то смеялись, да и фильм художественный, а не документальный: на любовь Нолан возлагает больше надежд, чем на науку.

«Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Дюнкерк (2017)

В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Том Харди, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Кеннет Брана
Жанр: военный
Рейтинг КиноПоиск: 7,3
Рейтинг IMDb: 7,9

Дюнкерк (2017)

Военная драма о событиях Второй мировой. В мае 1940-го французские, бельгийские и британские войска оказались прижаты к побережью Ла-Манша немецким наступлением. Четыреста тысяч человек с надеждой смотрели на море и ждали эвакуации, и пока с неба падали бомбы, люди сходили с ума от голода и умирали от ранений. Спасение пришло, но дождались не все. Другие подробности не нужны — их не будет и в ленте, потому что «Дюнкерк» не говорит об операции в Дюнкерке, он рассказывает о войне вообще. Кино максимально обезличено: немцев не показывают вовсе, а главные герои лишены экранных биографий и характеров. Потому что на войне всем плевать, какие у тебя взгляды и кто ты по гороскопу: тебя убьют или ты убьешь — это все, что здесь значимо.

Трейлер:

Нолан оригинально изобразил не только войну, лишив близкую к исторической картину любой историчности, но и время. Возможно, режиссер готовился к «Доводу»: никакой фантастики, но со временем и тут происходит что-то непонятное. Фильм разделен на три сюжетных линии: сушу, воду и воздух, и у каждой из них разная длительность. Солдаты на пляже страдали неделю, лодка эвакуационного флота плыла сутки, а пилоты провели в небе буквально час. Все эти линии Нолан перемешал, запутал и свел в одной точке к финалу. Что это дало: во-первых, ввело зрителя в состояние того самого хаоса, временной дезориентации, когда страх за свою жизнь не покидает тело ни на секунду и когда вокруг открывается свежий филиал ада. Во-вторых, идея режиссера была, вероятно, в том, что время в экстремальных условиях воспринимается по-разному: оно способно растягиваться и растекаться, как на дискомфортной картине Сальвадора Дали, а в других условиях оно резко сжимается, как центральная точка взрыва, перед тем как лопнуть. Четвертое измерение непостоянно и субъективно, и оно главный герой, характер которого единственный раскрытый в этом кино.

«Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший монтаж звука» по версии «Оскара». Статуэтки за лучший фильм и режиссера Кристофер Нолан уступил Гильермо дель Торо с его «Формой воды».

Довод (2020)

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Майкл Кейн
Жанр: шпионский боевик, убийственная фантастика
Рейтинг КиноПоиск: 8
Рейтинг IMDb: 7,9

Довод (2020)

Кульминация фильмографии Нолана: кино, в котором даже не нужно ломать таймлайн монтажом — сценарий здесь уже основан на идее сложных временных отношений будущего и прошлого. Кажется, именно к этому шёл известный британо-американский режиссёр ещё с выпуска «Преследования» и «Помни», с чем-то похожим экспериментировал в «Начале», разбирался в «Интерстелларе» и играл в «Дюнкерке». И все это было лишь ласковой прелюдией — в «Доводе» Кристофер Нолан окончательно ломает мозг зрителей. Вот прям как Бейн позвоночник Бэтмена — отличная визуализация.

Сюжет: крутой агент разведки сталкивается с технологией из будущего — далёкие потомки придумали способ влиять на прошлое через инвертированные предметы (привыкать к сложным терминам и теориям придется на бегу). Инвертированные вещи ведут себя иначе — движутся в обратном относительно данного времени хронопотоке. Выглядит красиво, звучит непонятно — пока все как в «Начале», но основано на законах физики. Крутой разведчик быстро понимает, что люди будущего — не друзья нашему поколению, а значит, скоро может случиться что-то очень плохое. Останавливать апокалипсис герою придётся полуинтуитивно, как и зрителям-не физикам разбираться в теме энтропии, теории поглощения Уилера-Фейнмана и парадоксе убитого дедушки.

Трейлер:

Немного ясности:

  •  название картины — это палиндром. «Довод» в обе стороны читается как «довод», что отражает основную идею движущихся навстречу друг другу временных потоков;
  • оригинальное название Tenet — это часть известного латинского палиндрома, который часто писали на талисманах и могильных камнях. Палиндром звучит так: ROTAS OPERA TENET AREPO SATOR. Перевод оставим специалистам, зато будет понятнее, почему главного злого русского зовут Андрей Сатор, его компания называется «Ротас», и почему все начинается и заканчивается (если вы поняли) оперой;
  • у ГГ нет имени, но в фильме часто звучит слово «протагонист». Одна из версий, о чем же кино на самом деле — об обретении идентичности, своего места и значения; следите за красным шнурком;
  • Паттинсон прекрасен. В этот раз даже для хейтеров.


Какой сериал выбрать?