Фильмы Джеймса Кэмерона, которые нужно увидеть

Уже тринадцать лет легендарный постановщик и модернизатор кино кормит весь мир обещаниями о продолжениях «Аватара», коих будет аж четыре. Попутно Кэмерон продюсирует проекты разной степени качества и, конечно, снимает крутые документалки о своих погружениях в пучины океана. Кажется, даже для такой глыбы настолько затянутые производственные циклы – перебор. Ну, или мир ждет переворот, и Джеймс снова изменит понятие блокбастера, или просто троллит всех, и ничего на самом деле не снимает, а все фото с площадок – фейк.

Из-за своего перфекционизма фильмов Джеймс Кэмерон снял немного. В данном топе собраны все режиссерские работы выходца студии Роджера Кормана, бывшего мастера по спецэффектам и реквизиту фильмов категории B.

Пираньи 2: Нерест

Пираньи 2: Нерест
  • Оценка 4,2 / 3,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр ужасы, фантастика, триллер
  • Страна Италия, США, Япония
  • В главных ролях Тришиа О’Нил, Лэнс Хенриксен, Рики Полл Голдин
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон, Овидио Г. Ассонитис, Миллер Дрэйк
  • Длительность 1:34
  • Студия Columbia Pictures
  • Дата премьеры 14 августа 1982
  • Сценарий Джеймс Кэмерон, Овидио Г. Ассонитис, Чарльз Х. Игли

Пробивной и амбициозный бородатый парень Джеймс Кэмерон чуть не завязал с режиссерской карьерой еще во время работы над своей первой полнометражкой. Итальянский продюсер обещал вчерашнему художнику-постановщику и режиссеру второй съемочной группы шедевра безвкусицы «Галактика ужаса», что команда у Кэмерона в Италии будет англоговорящая. Но съемки сиквела «Пираний» не задались сразу. В итоге постановщик за две недели освоил итальянский на начальном уровне, но дело это не улучшило.

Продюсер уволил Кэмерона спустя неделю, не показав тому отснятый материал. К монтажу режиссера тоже не допустили, сам он пытался пробраться в монтажную и сделать свою версию фильма, но авантюра н удалась. Вскоре Джеймс понял, что фильм – всего лишь способ скрыть растрату денег, и тогда потребовал убрать свое имя из титров, но контракт этого не позволял. Внутри затонувшего судна близ островов Карибского моря обнаружены тела отдыхащей здесь парочки. Инструктор по водному плаванью вместе с одним из отдыхающих проникают в морг и обнаруживают, что трупы частично съедены. Отдыхающий сообщает, что работал над выведением особого вида пираний, и один из контейнеров с икрой этих смертоносных рыб попал в местный водоем. Значит, люди в опасности.

Даже первый фильм получил неоднозначную критику, но второй разнесли и зрители. Сам Кэмерон упорно отказывается включать картину в свою фильмографию, утверждая, что он только «под пиво». «Нерест» – уникальный артефакт кинематографа, в котором неправильно все и ничего не работает. Фильм можно назвать «Комнатой» Томми Вайсо от мира хорроров.

Трейлер:


Терминатор

Терминатор
  • Оценка 8,0 / 8,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, триллер
  • Страна Великобритания, США
  • В главных ролях Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон
  • Длительность 1:48
  • Студия Orion Pictures
  • Дата премьеры 26 октября 1984
  • Сценарий Джеймс Кэмерон, Гэйл Энн Херд, Уильям Вишер

После фиаско с первой работой Кэмерон жестоко заболел и провалялся в полуобморочном состоянии несколько дней. Тогда ему привиделось поднимающееся из огня нечто с красными глазами. Оправившись, режиссер немедленно начал писать сценарий. На помощь пришел друг Уильям Вишер, который структурировал и полировал идеи Кэмерона. Через год текст был полностью готов, но ни одна студия не собиралась финансировать киберпанк с трешевым названием «Терминатор». Предприятие спасла Гэйл Энн Херд, взявшаяся протолкнуть сценарий в приличную студию за обладание всеми правами. Гонорар за ее услуги составил всего один доллар.

Когда студия Orion Pictures согласилась выделить деньги (совсем небольшие) на проект, то продюсеры сразу начали выдвигать свои пожелания. Например, предлагалось главного героя снабдить кибер-псом и взять хотя бы одного известного актера в каст. Так на главную роль студия начала продвигать Арнольда Шварценеггера, но Кэмерон считал, что солдат из будущего не может быть габаритнее робота-убийцы. Тем более, что по первоначальной задумке терминаторы были обычной комплекции, чтобы не выделяться из толпы. Вообще роль киборга была утверждена за Лэнсом Хенриксеном, но студия просто достала режиссера своим Шварценеггером, и он согласился лично с ним встретиться. Арнольд нес какую-то чепуху по поводу антагониста фильма, на что Кэмерон попросил того замолчать, а сам зарисовал в блокнот каменное лицо актера. После чего он сказал, что Арни станет идеальной машиной для убийств и что эта роль сделает австрийца мега-звездой.

Также Кэмерону пришлось оставить смелые мечты о том, чтобы показать побольше сцен из будущего и жидкометаллического терминатора. Было принято решение развернуть основные события в настоящем, в восьмидесятых, где герою из будущего было бы практически невозможно справиться с машиной. Сцены из будущего были показаны в прологе и во сне главного персонажа. Отчаявшись получить согласие Кэмерона на очеловечивание главного героя, продюсеры настояли на укреплении любовной линии Кайла Риза и Сары Коннор. Так что, возможно, вся эта знаменитая временная петля Кэмерона – не более чем случайность и вынужденный компромисс, без которого фильм бы не случился вовсе. Но картина до сих пор попадает во все списки лучших научно-фантастических картин.

Трейлер:



Чужие

Чужие
  • Оценка 8,0 / 8,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр боевик, фантастика, триллер, приключения
  • Страна Великобритания, США
  • В главных ролях Сигурни Уивер, Майкл Бин, Лэнс Хенриксен
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон
  • Длительность 2:17
  • Студия 20th Century Fox
  • Дата премьеры 14 июля 1986
  • Сценарий Джеймс Кэмерон

Пока съемочная бригада ждала, когда Арни закончит работу в «Конане-разрушителе», Кэмерон решил подработать и написать сценарий под кодовым названием «Мать».

Уже после окончания работы над «Терминатором» режиссера пригласила студия 20th Century Fox в качестве сценариста долгожданного сиквела «Чужого». Несмотря на успех первой части, продюсеры вообще не представляли, чего хотят от продолжения. Да и перестановки в руководстве не способствовали началу работы над картиной. Когда у руля студии встал Лоуренс Гордон, он первым делом спросил, почему «Чужим 2» никто не занимается. Тогда-то Кэмерон и переработал изначальный черновик, который отвергли на ранней стадии, и использовал наработки из «Матери». Вот тут все пришли в восторг. Еще бы, ведь ключевой сценой в тексте была драка королевы Чужих с героиней в экзоскелете. Более того, на питчинге сценарист написал слово Alien на доске и добавил к нему знак доллара, чем окончательно очаровал студийных боссов. Так Кэмерон получил еще и пост режиссера.

Центральными проблемами оставались бюджет картины и исполнительница главной роли. Кэмерон настаивал на возвращении Сигурни Уивер, но та упорно отказывалась, не желая до конца дней ассоциироваться у людей с фильмами о монстрах. Опять же к тому времени актриса уже стала звездой, и ее гонорары заметно выросли. Но как только Уивер прочитала сценарий и лично встретилась с Джеймсом, она тут же дала свое согласие на участие.

Спасшаяся после событий фильма «Чужой» Эллен Рипли (Сигурни Уивер) дрейфует в космосе уже пятьдесят семь лет. Но наконец ее находит поисковая бригада компании «Вэйланд-Ютани». Судебное разбирательство обстоятельств уничтожения дорогостоящего корабля приводят к увольнению Рипли и отзыву ее полетной лицензии. Заодно женщина узнает, что на том планетоиде, где ее команда обнаружила яйца Чужих, сейчас колония поселенцев. Теперь Эллен работает грузчиком в порту, пока компания не обращается к той, чьим словам еще недавно не верила. Связь с колонией потеряна, и уже организована военная операция по выяснению, что случилось с людьми.

Сам Кэмерон считал, что «Чужой» не нуждается в продолжении. Никому не воссоздать той атмосферы и свежести картины Скотта. Поэтому он пошел от обратного: сделал больший акцент на главной героине и вообще сменил жанр. Можно сказать, что это не продолжение оригинала, а самостоятельный фильм.

Трейлер:


Бездна

Бездна
  • Оценка 7,9 / 7,5 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, триллер, драма
  • Страна США
  • В главных ролях Эд Харрис, Мэри Элизабет Мастрантонио, Майкл Бин
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон
  • Длительность 140 мин. / 02:20
  • Студия 20th Century Fox Film Corporation
  • Дата премьеры 8 августа 1989
  • Сценарий Джеймс Кэмерон

Два супер мощных успеха подряд могут вскружить голову любому. Уже в восьмидесятых Кэмерон увлекался подводными погружениями и всячески мечтал развивать киноспецэффекты. Первым по-настоящему экспериментальным и смелым проектом стала дорогущая «Бездна», после которой большая часть каста зареклась работать с режиссером.

Для начала все актеры прошли двухнедельный курс ныряльщиков. Съемки в резервуаре глубиной двенадцать метров на недостроенной атомной электростанции им запомнились надолго. Ведь Кэмерон не разрешал актерам отлучаться даже по нужде, а к помощи каскадеров он обращался только в самых крайних случаях. Исполнительнице главной роли пришлось несколько раз самой задерживать дыхание на длительное время для съемок опасных сцен. Размах замысла режиссера впечатлили всех, но вот от сюжета люди остались не в восторге.

Атомная подводная лодка «Монтана» сталкивается с неизвестным объектом в Каймановом желобе. Теперь надо как-то спасать экипаж, ведь надвигается ураган, а еще к месту аварии приближаются советские подлодки. Благо, недалеко от тех мест работает экспериментальная подводная нефтяная платформа. Принимается решение доставить на платформу спецназ и устроить эвакуацию под надзором проектировщицы станции Линдси Бригман (Мэри Элизабет Мастрантонио). Но старший на платформе Вирджил Бригман (Эд Харрис), муж Линдси, не в восторге от перспективы вмешательства военных в свои дела и встречи с женой, с которой они уже не живут. После эффектных сцен со всякими перемещениями людей и техники под водой сюжет выруливает на метафизические рельсы и размышления о сохранении природы вперемешку с теориями заговоров.

Понятно, что режиссеру интереснее всего играть с подводными штуками, чем прорабатывать реалистичные характеры своим персонажам. Позже Кэмерон провернет подобный трюк не один раз, но более успешно. А «Бездна» все-таки не самая хорошая работа в фильмографии мастера.

Трейлер:



Терминатор 2: Судный день

Терминатор 2: Судный день
  • Оценка 8,3 / 8,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, триллер
  • Страна США, Франция
  • В главных ролях Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон
  • Длительность 137 мин. / 02:17
  • Студия Carolco Pictures Inc.
  • Дата премьеры 1 июля 1991
  • Сценарий Джеймс Кэмерон, Уильям Уишер мл.

Возвращение Кэмерона к «Терминатору» вызвало изумление даже у самых ярых его почитателей. Казалось, там нечего продолжать, да и как после размаха пусть провальной, но амбициозной «Бездны» режиссер собирается возвращаться к трэш-боевичку. Но Джеймс всех переиграл и создал новый эталон блокбастерного боевика, да и после большого провала надо было срочно реабилитироваться.

Конечно, постановщик преследовал свои интересы. Студия Carolco дала огромный бюджет и полную творческую свободу. И распорядился ею Кэмерон изобретательно. Под спецэффекты для сиквела бюджетного хоррор-триллер-нуар-боевика 1984 года, который должен был похоронить карьеры и Кэмерона, и Арнольда Шварценеггера, были созданы специальные программы.

Если в первой части киборг-убийца охотился за матерью спасителя человечества, теперь машина послана за самим спасителем с говорящими инициалами J.C. Атмосфера страха преследования отошла на задний план, а крутость происходящего сшибает с ног с самых первых кадров. Пластика движений героев, саундтрек и цепляющие реплики направлены на то, чтобы навсегда отпечататься в сознании. Достаточно вспомнить, как Арнольд идет и достает дробовик из цветочной коробки, как мостом сносит крышу тягачу, как Т-1000 выходит из огня. Недаром детишки всех стран долгие годы играли, изображая Арнольда или «жидкого металла».

Трейлер:


Правдивая ложь

Правдивая ложь
  • Оценка 7,8 / 7,2 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр боевик, триллер, комедия, приключения
  • Страна США
  • В главных ролях Арнольд Шварценеггер, Джейми Ли Кёртис, Том Арнольд
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон
  • Длительность 135 мин. / 02:15
  • Студия 20th Century Fox Film Corporation
  • Дата премьеры 12 июля 1994
  • Сценарий Клод Зиди, Симон Микаэль, Дидье Каминка

Известно, что Джеймс Кэмерон шатается тут и там по съемочным площадкам Голливуда и раздает всем полезные советы. Шутка, конечно, но советы он правда раздает щедро. Например, его идеей было снабдить жвалами знаменитого Хищника или Человека-паука – органической паутиной. Кстати, о Пауке… Пустить супергероя на большие экраны планировалось еще в конце восьмидесятых, но проект увяз в судебных дрязгах из-за прав на персонажа, и если бы не Джеймс, уговоривший руководство Carolco выкупить права в начале девяностых, возможно, даже к нулевым студии бы не договорились.

После успеха «Терминатора» режиссер буквально фонтанировал идеями и хотел взяться за что-то нетипичное для себя, где можно было бы придумать что-нибудь этакое в техническом плане. Но проблемы с правами до конца улажены не были, время шло, а запал маэстро иссякал. Поэтому он решил сделать что-то иное в другом ключе, пока суд да дело. А тут подскочил старый друган Арнольд со своей крышесносной идеей переснять «Тотальную слежку» Клода Зиди с собой в главной роли. Работа обещала быть легкой и веселой, так что Кэмерон согласился. А с Пауком так и не разобрались, кстати.

Конечно, простенькое кино по Кэмерону – это: договориться с правительством США об аренде трех самолетов вместе с пилотами, замутить опасный трюк на вертолете с исполнительницей главной роли, заставить скакать Арнольда по крыше на коне.

Секретный агент Гарри Таскер (Арнольд Шварценеггер) ведет двойную жизнь. Жена Хелен (Джейми Ли Кертис) знает мужа как сотрудника компьютерной компании, которому приходится часто ездить в командировки. А Гарри на момент начала фильма ни много ни мало охотится за террористической группой. Само собой, Гарри мало времени уделяет семье, но когда он замечает странное поведение жены, кидает государственные шпионские мощности для слежки за ней.

Это уморительно нелепый фильм, полный нереалистичного, но эффектного экшена, и неловких ситуаций между супругами, которые ничего друг о друге не знали много лет. Оказалось, что Кэмерон могет в иронию и пародийность. Конечно, некоторые примененные им клише вызвали скандалы. Например, группы защиты прав арабо-американцев, которых режиссер изобразил в негативном ключе, обвинили автора в расизме и ксенофобии. Говорят, были акции протестов и петиции, но каким-то образом вопрос удалось замять.

Трейлер:



Титаник

Титаник
  • Оценка 8,4 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр мелодрама, история, триллер, драма
  • Страна США, Мексика, Австралия, Канада
  • В главных ролях Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон («Терминатор», «Аватар»)
  • Длительность 194 мин. / 03:14
  • Студия Paramount Pictures
  • Дата премьеры 1 ноября 1997
  • Сценарий Джеймс Кэмерон

После комедии логично было снять мелодраму. Кэмероновскую мелодраму с огромным кораблем и масштабным его крушением. Когда режиссер объявил о своих планах, только ленивый не покрутил у виска, но Кэмерон всегда на десяток лет впереди (где «Аватары», Джеймс?). Так в списке экспериментов постановщика появился настоящий монстр.

Конечно, идея взялась не с потолка и не Дикаприо ему ее внедрил (если вдруг что, Нолан, спасибо). Еще в 1987 режиссер посмотрел документалку о Титанике и захотел показать трагедию на большом экране. Кэмерон лично совершил двенадцать погружений к обломкам корабля, чтобы исследовать интерьеры. Съемки самого крушения продлились семь месяцев и сорвали все сроки. Бюджет и без того дорогущего фильма раздулся до двухсот миллионов.

Сюжетная же составляющая картины – не более чем манипулятивный ход для привлечения максимально широкой аудитории к фильму про то, как большой корабль тонет. Бедняк и авантюрист Джек (Леонардо Дикаприо) влюбляется в аристократку Розу (Кейт Уинслет), но элитное общество, в котором вертится девушка, выражает свой протест этому союзу. В частности, ее жених (Билли Зейн) сильно не рад и строит козни против обнаглевшего замарашки, сунувшегося не в свою лигу.

На фоне нарочито слезоточивой драмы разворачивается настоящая трагедия. Сама природа наказывает исполинского Левиафана, пытавшегося опровергнуть ее всесильность. Так и Джеку не быть с Роуз в культурном и социальном контексте тех лет.

Трейлер:


Аватар

Аватар
  • Оценка 7,9 / 7,8 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр фантастика, боевик, драма, приключения
  • Страна США, Великобритания
  • В главных ролях Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон
  • Длительность 162 мин. / 02:42
  • Студия 20th Century Fox Film Corporation
  • Дата премьеры 10 декабря 2009
  • Сценарий Джеймс Кэмерон

Много-много лет после успеха «Титаник» Кэмерон молчал и корпел над каким-то тайным проектом. Он обещал нечто необычное, что изменит кино, и не обманул. «Аватар» популяризировал 3D и показал безграничность использования CGI в кино. Конечно, большинству современных фильмов далеко до Кэмерона, его фантастический мир до сих выглядит крышесносно. Что до сюжета и героев… Мы знаем, что Кэмерону это не очень интересно.

Но первый трейлер фильма о каких-то высоченных хвостатых аборигенах на далекой планете смутил зрителей. Казалось, режиссер сошел с ума и решил снять 3D мультик, переосмыслив историю Покахонтас. Но второй трейлер все расставил по местам, народ ожидал эпик за гранью фантазии. Сборы «Аватара» превысили два миллиарда долларов, а многие кинотеатры крутили фильм, как в старые добрые времена, пока был хоть какой-то спрос.

Да, история простая, а антимилитаристский посыл фильма не вызывает сомнений. Аллюзии на Вьетнам Кэмерон делал еще в «Чужих». Военные в «Аватаре», за исключением некоторых высокоморальных солдат, полностью уверены в праведности своей миссии, за что режиссер и жестоко их карает.

Но вообще это точно не сильная сторона фильма. «Аватар» – это визуальный аттракцион. Кэмерону явно интереснее в деталях показывать придуманный им мир, конфликт нужен, только чтобы показать, как местная флора и фауна в едином порыве будет биться с захватчиком и его футуристической техникой.

Трейлер:



Какой сериал выбрать?